Если посмотреть на российский и западный e-commerce, то основное отличие кроется не в масштабах бизнеса или покупательской активности населения, а в пользовательских моделях. Российский e-commerce уже не первое десятилетие развивается как сервис, предназначенный для владельцев компьютеров и ноутбуков. Годами магазины инвестировали в развитие удобных сайтов, которые удивляли бы клиентов дизайном и выгодно отличали магазин от конкурентов. Так получилось, что этот рынок формировали несколько крупных игроков, и денег на то, чтобы соревноваться в разработке сайтов, у них было в избытке. Тем же был занят и «Яндекс.Маркет».
В этой погоне за сайтами как-то ускользнул тот момент, когда западные маркетплейсы пошли несколько в другую сторону. Никому из покупателей Alibaba не приходит в голову выяснять, как выглядит сайт у кого-то из 8,5 млн продавцов. Им и не приходится тратить силы на разработку и поддержку сайтов. И нет ни одного маркетплейса, чья деятельность крутится вокруг продажи трафика на сайты магазинов.
Согласно данным TNS, 74% пользователей интернета старше 12 лет выходят в сеть с мобильных устройств (вообще не пользуются компьютерами – 19%). В Китае на конец 2015 года из всех пользователей интернета больше 90% выходили в сеть с мобильных. Если, например, посмотреть на аудиторию Alibaba, то из 434 млн пользователей, 427 млн являются мобильными. На других рынках схожая ситуация — у Amazon аудитория только мобильного приложения 30 млн. Если заглянуть в зарубежные топы магазинов мобильных приложений, то там широко будут представлены приложения маркетплейсов.
При этом справедливо будет сказать, что в российском e-commerce мобильный сегмент, растет такими темпами, какие десктопу уже не снятся. В «Яндекс.Маркете», например, ежедневная мобильная аудитория за год выросла на 80%, а выручка в мобильном – в 3,5 раза.
Вторая причина, почему мобильные покупки в России только набирают обороты – модель работы, которую стоило бы пересмотреть уже давно. Если, перейдя на сайт магазина с компьютера, покупатель еще может там разобраться и заказать то, что он хотел, то с мобильного это задача непростая – большинство сайтов просто не адаптированы под мобильные устройства. По итогам опроса GFK, основная часть претензий к покупкам с мобильного связана с удобством предоставления информации (мелко, меньше информации дано, сложный интерфейс). При том, что смартфон есть у 75% российских онлайн-покупателей, пользуются им для шопинга только 29%. Это вопрос инвестиций со стороны магазинов в разработку и адаптацию сайтов под нужды мобильных покупателей. Средства на это есть не у всех, а опять же, только у крупных игроков. Но такие инвестиции дают ощутимые результаты — конверсия в мобильном интерфейсе Маркета в среднем в 2 раза выше, чем на основном сайте, а в приложении – в 4.
Каждый магазин может побороться за эту аудиторию. Но много ли будет победителей? Вряд ли люди установят себе в телефон 40 тыс. приложений магазинов. Что делать остальным, кому не хватило денег на разработку и кто не попал в топ-5 любимых приложений аудитории? Пытаться как можно больше протянуть за счет существующих покупателей? Начинать торговать офлайн? Закрываться?
На зарубежных рынках средние и небольшие продавцы так же успешно получают эту новую мобильную аудиторию, и даже меньшими усилиями – через маркетплейсы. Не нужно разрабатывать свое приложение или мобильный сайт, стараться сделать их лучше других. Маркетплейсы уже все за них сделали – и приложение, и сайт, и удобный интерфейс, и автозаполение данных пользователя (чтобы он мог все купить быстро одной кнопкой прямо в приложении), и систему уведомлений и много чего еще.
Можно, конечно, продолжать выжимать последнее из трафика на сайты и игнорировать новое поколение покупателей. Можно продолжать верить, что мы особенные, идем каким-то своим путем. Но, кажется, это тот самый случай, когда пора посмотреть по сторонам и на пару шагов вперед. Чтобы изменения стали поводом для дальнейшего роста, а не для выхода из игры.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.