Федеральная служба безопасности (ФСБ) России разработала проект указа президента о централизованном контроле за оборотом специальных технических средств для негласного получения информации, включая скрытые камеры, микрофоны, программы-шпионы и другие устройства слежки, сообщают «Ведомости». Проект фактически передаст ведомству право определять, какие технологии считать потенциально опасными и требующими обязательной регистрации.
Что изменится и почему это важно
До настоящего времени контроль за различными категориями специальных технических средств был распределен между несколькими государственными органами, что создавало путаницу и правовую неопределенность. Новый проект указа централизует все полномочия в руках ФСБ, что позволит ведомству единолично определять критерии отнесения устройств к категории средств для негласного получения информации.
Под регулирование попадут устройства для прослушки (скрытые микрофоны, диктофоны, GSM- и VoIP-модули для перехвата звонков), средства наблюдения (мини-камеры, IP-камеры с удаленным доступом, дроны для скрытой съемки), а также программные решения для удаленного доступа к устройствам, перехвата переписки и анализа сетевого трафика.
«Любая камера, которую можно использовать для скрытой съемки, потенциально может подпасть под этот регламент <…>. Под новые правила теоретически могут подвести мощные маршрутизаторы, некоторые модели смартфонов, программное обеспечение для сетевого анализа и т. д», — указали «Ведомости» со ссылкой на директора департамента расследований T.Hunter Игоря Бедерова.
Текущая ситуация и правовые риски
Уже сейчас частные лица и компании находятся в зоне риска при работе с подобным оборудованием. Статья 138.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за незаконный оборот специальных технических средств для негласного получения информации — от штрафа до лишения свободы на срок до четырех лет.
Адвокат Станислав Селезнев отметил в комментарии для газеты, что «любое использование средств для негласного получения информации без соответствующего разрешения может квалифицироваться как нарушение, поэтому фактически частные лица ограничены в использовании таких устройств». При этом эксперт подчеркнул, что предлагаемый порядок заметно расширяет перечень «контролируемого оборудования».
Источник «Ведомостей» в крупной компании, работающей в сфере информационной безопасности, обратил внимание на правовую неопределенность: «Есть лицензирование деятельности, связанной с распространением таких средств, а есть ответственность за использование такого рода средств, но никто до конца не понимает, что подпадает под это <…>. Например, часто под них относят решение класса DLP (обнаруживают и предотвращают несанкционированное использование, передачу и хранение конфиденциальных данных) и тому подобные инструменты для чтения переписки и многих других вещей».
Международный опыт и аналогии
Контроль за оборотом средств негласного наблюдения существует во многих странах, однако подходы различаются. В Евросоюзе действует регулирование в рамках директивы о товарах двойного назначения, которая охватывает технологии, способные использоваться как в гражданских, так и в военных целях. В США Федеральная комиссия по связи (FCC) контролирует радиочастотное оборудование, включая устройства для перехвата сигналов.
Однако в большинстве западных стран критерии отнесения устройств к контролируемым четко прописаны в законодательстве и не могут произвольно изменяться одним ведомством.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.