26 апреля пятница

Спрос рождает приложение

О приложениях, мобильном вебе и ложках к обеду рассказали Михаил Лялин (Zeptolab) и Максим Матвейко (NARR8)

Спрос рождает приложение
Интервью 27 мая 2013 •  runet

Спрос рождает приложение

О приложениях, мобильном вебе и ложках к обеду рассказали Михаил Лялин (Zeptolab) и Максим Матвейко (NARR8)

27 мая 2013 👁 881

Михаил Лялин, Zeptolab

Приложения имеют одну фундаментальную проблему — сложно перейти из одного приложения в другое. Я не думаю, что сохранится ситуация, при которой пользователю нужно будет, как сейчас, идти в апстор, чтобы загрузить нужный сервис — «перейти по ссылке» гораздо понятнее и быстрее. Это может быть HTML 5 или что-то еще. При этом не значит, что исчезнут иконки, да и UX может быть вполне написан на нативном коде, особенно в играх. 

Магазины приложений — это способ дистрибуции контента. Есть всем известные appple app store и google play, но есть и другие. Например, компания Amazon с помощью своего Kindle Fire и магазина приложений для него становится, по сути, конкурентом Apple. Есть примеры, такие как getjar, которые ушли от чистой модели магазинов и там стали появляться сообщества, реклама, виртуальная валюта и тому подобное.  

Есть два течения. Первое — я произвожу hardware и/или OS и мне нужен свой собственный AppStore. Второе — я приношу на рынок что-то уникальное с точки зрения дистрибуции. Я не думаю, что второе течение будет сохраняться на рынке именно как AppStore, они будут мутировать во что-то другое. Производители устройств — другое дело. Думаю, что у Samsung может хорошо раскрутить свой магазин приложений. Это могут быть и компании, у которых есть браузер или просто сильные позиции на рынке, как например, Opera или “Яндекс”. 

У Zeptolab очень простая политика — мы готовы поддержать любую идею, инновацию, рассчитанную на широкую аудиторию и имеющую все перспективы эту аудиторию отхватить. Это относится в том числе и к новым операционным системам. Если Tizen, будет у большого количества пользователей, то, конечно, мы его поддержим, как и Firefox OS — там, например, наша игра выглядит как приложение, но на самом деле написана на HTML-5. Или вот Blackberry написала ужасно удобную штуку. У меня нет единого мнения о будущем всех этих разных мобильных операционных системах, iOS уже потеряло лидерство и неизвестно, что будет с Андроидом дальше, но одно несомненно — новые задачи будут требовать новых подходов. Сейчас не так уж и важно ждёт нас большое разнообразие операционных систем или полная унификация. 

Есть очевидный тренд в сторону бесплатных приложений. Так или иначе платная модель будет отмирать — то показывают все цифры, и этот рынок в процентном отношении будет уменьшаться. Сильно будет расти реклама в приложениях. Сейчас самая популярная реклама в приложениях — “Установите другое приложение”, и этот сегмент растёт достаточно быстро вместе с ценами. Но есть и реклама брендов, и пока в приложениях она стоит копейки относительно веба. С другой стороны реклама в приложениях представляет собой баннеры и другие форматы, которые давно придуманы для веба — не уверен, что нужно так рьяно это копировать. Я думаю, что пройдёт пара технологических итераций, и мы увидим мобильную рекламу, зарабатывающую на порядки больше денег чем сейчас и найдём правильные и эффективные форматы этой рекламы. В Zeptolab мы активно над этим работаем. 7-8 месяцев назад у нас рекламы в играх не было вообще, а сейчас это большое и быстрорастущее направление бизнеса. 

Ложка хороша к обеду. Если делаете какую-то занимательную штуку типа Instagram, то логично делать её сначала для мобильных — начинать с десктопа будет бессмысленно. Я не понимаю, что обозначают громкие заявления типа “Mobile first” или “Web first”. Если нужно что-то сделать — надо сначала смотреть на то, как люди будут этим пользоваться и зачем им это конкретное приложение, сайт, сервис. Если уж совсем технически рассуждать, Сейчас можно сделать так, что все будет работать и на мобильных и на десктопе. На том же HTML5 например. 

Любая бизнес-модель жизнеспособна, если ты понимаешь что ты делаешь. Можно клепать копии, если ты умеешь их хорошо раскручивать. В индустрии так бывает, что копии игр зарабатывают больше, чем оригиналы. AppStore — это и retail-бизнес: задача — положить товар на полку так, чтобы его увидели покупатели. Для этого нужно быть в топах. Другая модель  — предложить напрямую целевой аудитории с помощью рекламы и тогда место в топе не важно. Приложение для дантистов не стоит загонять на первое место в AppStore. 

Российский мобильный рынок за последний год-два вырос очень сильно и по деньгам, и по количеству пользователей. У него шикарные перспективы. Но мы в Zeptolab изначально смотрели на глобальный рынок. Когда ты занимаешься играми, в большинстве случаев нет смысла смотреть на локальный рынок. Конечно, если тебе пришла идея сделать игру про тюрьму или маршрутку, то наверное лучше делать это в России. Есть огромные локальные рынки, на которых можно побеждать, но мы хотим работать глобально, потому что это как минимум интереснее, и у нас это получается. В ряде стран наши приложения стоят на каждом третьем смартфоне.

Есть принципиальное различие между смартфоном и планшетом. На планшете люди больше 60% времени играют, а на смартфоне это где-то 35%. Если говорить о покупках, то на телефоне это больше спонтанный шоппинг, каки-то купоны или специальные предложения, а на планшете — вдумчивый поиск и выбор. Похожие различия и в туризме. Есть разные сценарии использования, и чем дальше, тем больше они будут отдаляться. С телефоном мы всё больше будем разговаривать и всё меньше тыкать в него пальцами. 

Почему Apple выпустил такие “сырые” карты на iOS 6? Я могу предположить, что когда у них закончился контакт с Google, в Apple сказали, что продолжат использовать Google Maps если их привяжут к Siri. Но у Google есть свой Google Voice, на чём, собственно, и повздорили и пришлось выпускать сырые собственные карты. А всё потому, что для обеих компаний принципиально важно, чтобы большое количество пользователей разговаривало с их девайсами, а навигация и карты это сегодня одно из главных направлений для голосовых интерфейсов. Чем больше людей ими пользуются, тем лучше работают эти самообучающиеся системы.

Михаил Лялин, CEO Zeptolab

Я пробовал GoogleGlass. Думаю, что мейнстримом это станет, когда перейдёт в контактную линзу, когда сами очки не надо будет носить. Наверное, это произойдёт очень быстро, за несколько лет.

Максим Матвейко, NARR8

На мой взгляд, противостояния между мобильным вебом и приложениями нет. Разработчики реагируют на запросы потребителей, а потребителю удобно использовать специализированные приложения для конкретных нужд, не замыкаясь на мобильный браузер: проверять почту, чекиниться в Foursquare или читать интерактивные истории в NARR8. При этом приложения часто являются просто оболочкой для мобильного веба.

Независимые аппсторы поддерживаются только ОС Android. По нашему опыту, в нескольких странах мира независимые аппсторы обладают очень сильными позициями, например в США, Южной Корее, в Китае и Японии. В основном такие аппсторы принадлежат крупным операторам мобильной связи и контролируют довольно большой процент аудитории Android. Мы стараемся работать со всеми крупными независимыми аппсторами, в ближайших планах – выход в T-Store в Корее и Yandex.Store в России, а также в Amazon Kindle в США и Европе. 

Как разработчику, нам важна потенциальная аудитория платформы и поддержка со стороны ее владельца. Если владелец платформы активно продвигает ее, поддерживает разработчиков маркетинговыми акциями и фичерингом, то разработчики придут и начнут выпускать приложения на платформе. Мы планируем запустить NARR8 на Windows 8, а затем, возможно, и на WP8. Новые операционные системы типа Tizen и Blackberry 10 пока находятся в стадии изучения и мы не приняли решения о выходе на них. 

Нам пока непонятны перспективы Tizen, Ubuntu Touch, FirefoxOS и других новых мобильных ОС. Мы внимательно следим за новыми платформами, но выходить на них будем только после того, как у них сформируется стабильная аудитория. 

У каждой из моделей монетизации есть свои преимущества и недостатки. NARR8 планирует монетизироваться за счет микроплатежей и виртуальной валюты, которую мы ввели на нашей издательской платформе несколько недель назад. Монетизация контента за счет рекламы – это опция, от которой мы также не отказываемся. По нашему мнению, платные приложения уйдут в прошлое через несколько лет, уже сейчас микротранзакции приносят разработчикам значительно больше денег, чем доходы с платных приложений. 

Уровень проникновения мобильных устройств в России все еще ниже, чем на крупных мировых рынках, однако потенциал роста локального рынка огромен. Мы выпускаем свой контент на 4 языках: русском, английском, испанском и корейском, и могу сказать, что аудитория в РФ очень активная – больше трети наших пользователей сейчас говорит по-русски. 

Смартфонов больше, и для приложений, которые рассчитаны на частое и очень мобильное использование, смартфоны являются основным рынком потребления. В случае с потреблением контента, такого как книги, комиксы и видео, планшеты все же удобнее. Именно поэтому NARR8 вышел, в первую очередь, на планшетах iPad и Android, а также на смартфонах под Android c большим разрешением экрана. Несмотря на очевидное удобство планшетов для потребления контента, аудитория владельцев смартфонов нас очень привлекает и мы планируем сделать наши сериалы доступными для популярных смартфонов на базе iOS и Android. 

В первую очередь под новый класс «носимых» устройства появятся приложения-сателлиты, передающие короткие анонсы сообщений, почты и других приложений. Носимые устройства также смогут передавать информацию на подключенные смартфоны и планшеты: очки – видео и изображения, часы – данные о пробежке в приложение для фитнеса и т.п.

Максим Матвейко, исполнительный директор NARR8

Мы верим в мобильный рынок, но не отрицаем, что пользователи ПК могут значительно расширить аудиторию любого проекта. В этом году мы планируем сделать контент NARR8 доступным в современных браузерах.

Теги: , , , , , , , ,
Новости smi2.ru
Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставлять комментарии.