Появление сайтов и электронных СМИ сделало процесс создания и распространения контента технологически элементарным. Издателем теперь может стать каждый, безо всякого преувеличения. Каждый и становится. Результат этого процесса неоднозначный. Сайты компаний превращаются за редкими исключениями в набор текстов, цель которых — прославление родного отечества — видна без увеличительного стекла.
Другое дело СМИ. Отбор материалов, который происходит в редакциях в силу необходимости привлечения читателей,
Кризис, «железной метлой» прошедшийся три года назад по российским СМИ, существенно уменьшил число деловых изданий. А компаний и
«
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Конечно, нет. Цель остается традиционной, «пиаровской» — привлечение внимания нашей целевой аудитории. В нее входят как простые обыватели, физические лица (модель B2C), так и профессиональные участники рынка (модель B2B). Поскольку я сейчас представляю риэлторское агентство, то мы работаем как на одну целевую группу, так и на другую. Если говорить о первой группе — «простые люди», то грамотно выстроенный контент позволяет достичь нескольких целей.
«Узнаваемость.»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Правильно. Узнаваемость, за которой стоит доверие к проекту или бренду компании. При этом совершенно не надо стараться затолкать все нужные «ключевые» слова в каждый абзац. Важно создать связь между ними, пусть и «стробоскопическим методом», когда появляется то одно, то другое слово, иногда вместе, а иногда и раздельно.
Скажем, в комментарии, который мы даем газете или журналу, может не упоминаться название самого объекта или услуги, а будет лишь экспертное мнение по теме. Люди читают и понимают, что это не «шарашкина контора», а приличная компания, про которую пишут приличные СМИ и в которой работают компетентные специалисты. Важно, чтобы люди видели название компании в статьях, а за информацией об объектах или услугах обращались на сайт.
Можно
Темы, интриги и проблемы
«Поговорим о „фантике“. Откуда берутся темы?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Из тумбочки (смеется).
«Понимаю. Ночью их кладут туда гномики…»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Ну не то, чтобы гномики… По образованию я журналист. Большую часть своей профессиональной деятельности проработала редактором. Пиарщиком я работаю только последние пять лет. И предыдущий опыт очень помогает мне фильтровать эти темы. Я помню, что сама как журналист терпеть не могла получать спам от пиарщиков. Поэтому каждый раз примериваю на себя тот или иной инфоповод — будет ли мне интересно его прочитать. Всем СМИ, конечно, не угодишь, но все же.
«С чего же
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
В сущности, все новости риэлторского агентства сводятся к тому, что компания заключила соглашение с тем или иным девелопером на продажу
«И что? И ничего. Для участников рынка это может быть интересно. Другим — нет…»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Конечным потребителям, то есть будущим потенциальным покупателям, тоже может быть интересно (ведь им надо элементарно знать, у кого можно купить квартиру в понравившейся новостройке). А вот для журналистов — нет. Для них — это рекламная информация, не более.
Но давайте думать дальше. Мы заключили соглашение и теперь у нас есть объект. Значит, можно и нужно его пиарить. Тут и начинается самое главное. Как продвигать этот объект? Можно, тупо рапортуя о сдаче строительства «очередных очередей», а можно, продвигая, например, шоссе, на котором стоит этот объект, район (если это Москва) или город (если это Подмосковье), в котором расположен объект.
«Так что же, историю этого города писать?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Историю, конечно, неплохо, но не обязательно. Возьмем
«Писать о трассе? Но где интрига? Где проблемы?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Если интриги нет, то ее можно придумать. В последние годы по этой теме событий — хоть отбавляй, благо, само государство озаботилось развитием транспортной доступности Подмосковья. Так что, если проект действительно расположен по трассе, которая вошла в перспективный план развития территории, то пиарить становится легче за счет прогноза будущей транспортной доступности того или иного района. Скажем, вот один из последних моих
«Но ведь это даже не написано в
— Дмитрий Фролов
Рейтинги и конкурентные преимущества
«Хорошо, с прогнозами понятно. За что еще можно зацепиться?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Возьмем другой наш объект, расположенный в городе Химки. Чтобы привлечь к нему внимание мы — нет, не говорим про «Химкинский лес», это не наша тема, — а составляем рейтинг уровня развития инфраструктуры и благоустройства городов ближайшего Подмосковья.
«Понятно, еще один из инструментов — это рейтинг. Но он давно известен.»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Тем лучше. Значит, к нему не надо долго и упорно приучать читающую публику. Зато рейтингов может быть много. Очень много.
«То есть, придумай конкурс и сам же в нем победи…»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Примерно так. Идея рейтинга возникает в результате поиска показателя, по которому «свой» объект оказывается первым. Вот, например, если сравнить подмосковные города не по количеству застраиваемых метров (так делают многие), а скажем, по развитию
«Город Химки, у вас же там объект.»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Точно! Но ведь это действительно так. Рейтинг настоящий, не подтасованный. Это в Москве доступ в интернет — само собой разумеющаяся опция практически в каждом доме, в Подмосковье выход в глобальную сеть доступен лишь чуть более, чем половине жителей. И я лично изучила количество
«Есть ли
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Некоторые системные ходы, повторяющиеся раз от раза, конечно, есть. Один из них — анализ своих конкурентных преимуществ. Через них можно найти идею для «правильного» рейтинга.
«А что еще можно из него извлечь?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Ну, например, в самом начале нашей беседы я говорила про
«Но это событие. Почему бы не рассказать о нем?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Это новость на сайт — не более того. Зачем рассылать ее журналистам «Коммерсанта», «РБК» и «Ведомостей», да и вообще любых СМИ, если они не районная газета или не условный «Вестник детских садов». Журналистов такие письма бесят, как и меня бесили в свое время. Причина этого очевидна: в них нет связи между основным тематическим полем СМИ и темой
«Как же связать детский сад и недвижимость? Их же не продают, во всяком случае, на открытом рынке.»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
И тут есть место для креатива. Обычно бывает полезно «немного воспарить», посмотреть на вещи шире. Не рассказывать о сдаче в эксплуатацию одного небольшого садика, а, например, рассказать об обеспеченности детской инфраструктурой города или района, где строится ваш объект. Это точно прочитают многие: тут и выход на социальную тематику, и пиар проекту. Ведь если этот садик находится внутри или рядом с вашим объектом, то вот она, целевая аудитория. Свои дети есть у всех, в том числе — у журналистов, поэтому шансов, что такой обзор в виде рейтинга районов с лучшей развитой детской инфраструктурой прочитают, становится больше. И так можно подходить ко всему. Прямые пути не всегда самые короткие. Я в свое время выпустила целую серию районных рейтингов — рейтинг спальных районов Москвы, рейтинг самых «зеленых» районов, рейтинг «спортивных» районов, рейтинг лучших районов для проживания с детьми, рейтинг районов у воды
«То есть, главное — найти правильное конкурентное преимущество.»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Еще это конкурентное преимущество можно использовать для подробного и интересного (это важно!) описания уникальности «своей» ниши. Это можно сделать, например, так.
Конкурентное преимущество есть у любого объекта. Один дешев, другой хорошо расположен, третий рядом с лесом
Тенденция, однако
«Итак, прогнозы, рейтинги, конкурентные преимущества, что дальше?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Тенденции. Если компания выступает своего рода трендвотчерами, это вообще высший пилотаж в пиаре. Тут главное способность увидеть
Вот пример. Недавно я выпустила
Или другая тенденция. Из той же прессы видно, что чиновники всерьез озаботились проблемами долгостроев и обманутых дольщиков, делают разные заявления, формируют даже список проблемных застройщиков. А что по факту? Проанализировав ситуацию и подсчитав замороженные стройки, мы выяснили, что долгостроев на территории Москвы действительно стало в 4 раза меньше.
Или вдруг в
Но и это далеко еще не все жанры
Свои люди, сочтемся
«Давай поговорим о менеджменте. Чтобы выполнить аналитические выкладки, о которых ты говорила, нужны эксперты, аналитики, но у них свои задачи. Как складываются отношения между ними и отделом пиара, которым ты руководишь? Как распределены обязанности между твоими сотрудниками?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
В каждой компании у меня ситуация складывалась
«Кто они по профессии: пиарщики, журналисты или универсалы,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
В моем случае это пиарщики, с которыми я давно работаю. Но могут быть и журналисты. Тут важны не столько узкопрофессиональные признаки, а взаимопонимание и опыт работы на конкретном рынке. К тому же я и сама много пишу.
«Подобная деятельность — аналитические разработки, работа с экспертами, составление рейтингов
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Я стараюсь минимально использовать чужие ресурсы, ориентирую помощниц на самостоятельную аналитику. Конечно, если наши аналитики выпускают
«При всем этом в каждом твоем
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Проблем не возникает. Если правильно все подготовить, то спикеру остается только согласовать свои цитаты, а это недолго.
«Какова эффективность твоей работы? Ее
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Эффект пиара посчитать и просто, и сложно. Все замеряют это в виде уровня цитируемости компании и спикеров, а также в сравнении с конкурентным окружением. Вместе с тем, понятно, что мы работаем не ради цитируемости как таковой, а ради создания благоприятного фона. Измерить его чрезвычайно сложно.
«Я думаю, что все решается степенью удовлетворенности руководителя. Или есть формальные индикаторы?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Знаешь, никогда не забуду, как в самый разгар кризиса 2008 года я работала в молодой девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate. В тот период мы, как и многие, жили от зарплаты до зарплаты, не зная, будет ли следующая. Заказов на консалтинг не было вообще, строительство тоже шло ни шатко ни валко. И вот приходит мой коллега, руководитель департамента, с
Двойной удар
«Когда ты пишешь тексты для
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Нет, «оптимизаторские» тексты обычно конфликтуют, как сказали бы программисты, с предназначенными для СМИ, если каждый из них рассматривать как самостоятельную единицу. А вот при размещении их на сайте проблем не возникает. Каждый играет свою роль. Их вполне можно размещать и на одной страничке сайта: один под другим. Оптимизаторские тексты «приводят» людей по нужным запросам, а потом эти люди читают интересно написанные «тексты для СМИ».
«Одно время в твоих статьях нужные для оптимизации слова содержали линки, ведущие на те или иные странички сайта. Другими словами, при размещении текста на других сайтах, возникали, причем, без дополнительной оплаты, т.н. „вечные ссылки“, которые весьма ценятся в оптимизации. Сработало»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Не
«А если разместить
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Размещали, но это не дало такого эффекта, которого мы ждали. Эффект дают
За кулисами
«Когда пишешь хорошую статью, но называешь ее
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Проблема решаема.
«Бывает ли, что переписав релиз на свой лад, вместе с водой выплескивают и ребенка?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Обычно этого не происходит. Неленивые журналисты берут, как правило, небольшой дополнительный комментарий, чтобы хоть
«Авторские колонки используешь в работе?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Да, это, так называемые, блоги.
«И кто их пишет? Тоже отдел пиара?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
Это зависит от компании и от личности. В Penny Lane, например, все блоги писали или наговаривали на диктофон сами спикеры,
«Их приходилось для этого учить или пинать, или и то, и другое?»,
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
В основном, пинать. Впрочем, моего тогдашнего главного босса, генерального директора, пинать не приходилось. Я могла прийти утром на работу и обнаружить в почтовом ящике 3–5 «сочинений» на разные темы. Понимала — человека озарило ночью. Он любил это выплескивать. Иметь такого спикера — это счастье. С другими было немного сложнее. Мы все понимали, что делать это нужно. Вместе придумывали тему, спикер наговаривал
«Последний вопрос: каков был „выхлоп“ среднестатистического
— Дмитрий Фролов
Елена Кудымова:
В 2011 году я получила премию за