О проблемах нынешнего дошкольного образования, о детях и их родителях, будущем мобильных приложений для детей и многом другом мы поговорили с главным методологом компании Indigo Kids Виктором Крысовым и и директором по маркетингу Ириной Боковой.
«Виктор, добрый день, для начала расскажите чем конкретно занимается ваша компания и какова ваша роль?»
— theRunet.com
Виктор Крысов:
Я сам преподаватель с 20-летним стажем, преподавал 10 лет в РГГУ, но, как вы сами понимаете, в наших университетах довольно консервативная среда, и развитие электронных — порой доходило до абсурда — чтобы получить компьютерный класс надо было получить подписи 4 человек, как возможно так работать? К проекту Индиго Кидс я присоединился не с самого его основания, но, познакомившись с ребятами, я понял ‒ это то, о чем я всегда мечтал, что хотел сделать уже очень давно.
Если говорить вкратце, компания Indigo Kids занимается разработкой образовательных игровых приложений для детей в возрасте от 2,5 до 9 лет. В планах же у нас построить детскую образовательную среду на планшете, то есть мы должны занять всё время, которое ребёнок проводит с планшетом в руках. Тут особенно хочу заметить, что мы производим не просто игры, а образовательные игры-приложения, но в награду дети смогут получить и развлекательный контент.
«Кто еще у вас в команде, как Вы подбирали людей?»
— theRunet.com
Виктор Крысов:
Например, наш СЕО, Тимофей Ра, занимался психологией и творческим развитием детей дошкольного возраста. В команде также есть специалисты по методике Монтессори, есть я, отвечающий за методологию всех приложений, есть арт-директор, есть разработчики и программисты ‒ команда у нас очень разнообразная, поэтому в этом плане мы друг друга только дополняем. Не обходится, конечно, без больших споров, но куда же без них?
Вообще процесс работы над приложением у нас выстроен достаточно демократично ‒ каждый из нас предлагает различные нововведения, мы учимся друг у друга ‒ где-то я не понимаю особенностей разработки и программирования, а где-то ребята не такие специалисты в методологии.
«Насколько я понимаю, с детским дошкольным образованием у нас в стране возможно еще и более серьезные проблемы нежели, например, с высшим. Какие есть основные проблемы, и как вы пытаетесь их решить?»
— theRunet.com
Виктор Крысов:
Я бы выделил три основных проблемы:
1. Закованность в систему обучения, в последовательность выполнения внешних заданий. Нет свободной среды развития. Система образования напрочь забывает о творческом индивидуальном развитии детей.
2. Несоответствие возрасту. Дети приходят в детский сад, в школу с разной подготовкой, но им дают одно и тоже ‒ это неправильно, люди развиваются по разному, и это не патология, если ребёнок не может справиться с игрой для своего условно возраста. И наоборот, ребёнок может решать задания для более старших возрастов.
3. Искусственное квазишкольное обучение дошкольников. Что это означает? Формы и методы обучения в этом случае также носят «школьный» характер: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения, систематический контроль за усвоением знаний и умений и др. Тем самым осуществляется искусственная акселерация развития ребёнка, «овзросление» дошкольного образования.
Со стороны же человека, занимающегося созданием детской образовательный среды, хочу отметить полное отсутствие каких-либо исследований, статистики на тему электронного и онлайн-образования дошкольников на русском языке ‒ этим никто в России не занимается! Вот и приходится самому всё делать…
«Получается, что с помощью приложений можно частично решить эти проблемы. Но не будет ли такого, что дети, привыкшие к красивым картинкам, простым движениям и минимальному количеству текста, просто разучатся работать с большими объемами данных, объемными текстами и сложными комплексными вещами?»
— theRunet.com
Виктор Крысов:
Я вам скажу больше ‒ это уже произошло, и мы должны учитывать текущую ситуацию и не обманывать самих себя. Уже сейчас студенты-первокурсники не могут нормально сделать конспекты. Мало кто читает учебники. Вернуть всё обратно будет невозможно. Нельзя сейчас всех учить работе с большими текстами. Это умение в будущем будет как раз конкурентным преимуществом, которое ребёнок сможет получить скорее всего дополнительно.
Сейчас же важно сформировать у ребёнка представления, а не знания, и навыки, а не умения. Знания и умения – это характеристики специалиста-профессионала, на основе которых он уже начнёт работать и зарабатывать деньги. Но точное представление или базовый навык можно сформировать у каждого, начиная с самых ранних возрастов. Поэтому подобные приложения необходимы именно для формирования представлений и навыков.
Например, для этого у нас есть приложение “Энциклопедия”, слайдер, или, как мы его называем, листалка: здесь нет скучных формулировок, только яркие представления. Если у него возникнет интерес ‒ он начнёт узнавать дальше, пойдёт спросит у родителей, залезет на детский сайт почемучек, прочитает в книжках и так далее.
«А что же тормозит развитие образования?»
— theRunet.com
Виктор Крысов:
Опять же тут я выделю три основных момента:
1. Отсутствие компьютерных знаний/навыков у учителей и родителей
Как исправить? Вводить в педагогических колледжах и ВУЗах курсы по использованию электронных ресурсов в образовании, сначала факультативные, затем обязательные. Вести просвещение среди родительской аудитории. Девайсы и гаджеты становятся всё более доступными, поэтому чтобы учить ребёнка, родители и воспитатели сами должны стать уверенными пользователями планшетов.
2. Слабая материально-техническая база бюджетных учебных заведений. Здесь, как вы понимаете, решающая роль отводится государству.
3. Проблема с образовательным софтом. Если даже будет материально-техническая база, где брать софт?
«Как завлечь ребенка в одно приложение? Что мешает ему нажать кнопку Home и зайти, скажем, в Angry Birds?»
— theRunet.com
Ирина Бокова:
Тут есть на самом деле два пути: первый ‒ это запретительные меры для ребёнка, то есть когда он просто не сможет выйти из приложения или группы приложений, так как установлен родительский контроль, какие-то ограничения и т.д.
Но мы решили пойти по второму пути ‒ ребёнок должен выйти из среды и попасть в каталог, где будут другие интересные приложения, и у ребёнка просто не должно быть мотивации выходить из этой среды, тут и так много интересного. К тому же мы очень заботимся о визуальном восприятии наших игр ‒ они все очень красивые, и наши художники и дизайнеры трудятся не покладая рук. Поэтому наши первые релизы немного задержались ‒ мы решили больше внимания уделить дизайну.
И тут же стоит сказать о более концептуальных выводах ‒ во-первых, мы должны прийти к концепции “один ребёнок-один планшет”, что позволит максимально адаптировать контент для одного ребёнка, а во-вторых, в семье не должно быть одного планшета на всех, в таком случае устройство будет восприниматься скорее как игрушка, и время, выделенное ребёнку “на планшет”, будет занято только играми.
«Мы много говорим о родителях, и естественно, их роль в этом процессе не стоит недооценивать. Но скорее всего не все родители сами профессиональные пользователи планшетов и других гаджетов. Как до них донести эти навыки?»
— theRunet.com
Ирина Бокова:
Мы обязательно будем готовить обучающий контент для родителей ‒ так, например, наш партнёр компания Frolik отслеживает все действия, произведённые родителями: какими функциями пользуются, какие приложения установили и т.д. На основе этого мы будем составлять “обучалки” для родителей.
К тому же у нас будет родительское приложение, с помощью которого взрослые смогут отслеживать прогресс своих детей, вся статистика и совместный интерфейс для коммуникации с ребёнком ‒ находясь на расстоянии, они смогут, например, вместе рисовать и т.д.
Кстати, каждая наши игры тегируются по способностям и предметным областям, то есть, например, родитель сможет установить все приложения из детской среды, относящиеся к разделу “чтение” из разных предметных областей, из разных локаций (из которых состоит детская среда на планшете): подводный мир, детская площадка, ферма, город, горы, волшебный лес, чудеса природы, остров.
Кстати, сейчас, когда родители дают ребёнку в руки планшет, они чувствуют за собой некую вину, поощряя ребёнка только играть. Когда на планшете будет в том числе и образовательный контент, это чувство сойдёт на нет.
«Ну и конечно, давайте поговорим о результатах вашей работы — чего удалось достичь?»
— theRunet.com
Ирина Бокова:
Cейчас у нас около 20 тыс. установок всех 7 игр-приложений на Google Play и вот теперь на App Store менее, чем за два месяца, но тут стоит заметить, что мы ни копейки не вкладывали в их продвижение. Стандартные при разработке приложений “выходы в ТОПы” на данном рынке не имеют никакого значения ‒ процесс выбора подобных приложений родителями (а скорее всего это будет мама) выглядит иным образом, так как они не будут искать в топах тех или иных рейтингов, они больше полагаются на рассказы и отзывы своих знакомых. Поэтому наша стратегия продвижения будет сильно отличаться от того, к чему привыкли обычные компании-разработчики мобильных приложений.
«А почему решили начать с Android?»
— theRunet.com
Ирина Бокова:
На самом деле мы собираем приложения на платформе Unity, которая позволяет портировать приложения сразу на несколько платформ, поэтому мы не пишем сначала для Android, потом для iOS и т.д. Основная здесь загвоздка ‒ это регистрация приложений, на Google Play это происходит гораздо быстрее, нежели в AppStore. А что касается распространённого мнения о том, что аудитория Android менее платёжеспособная, здесь этот вывод менее очевиден, так как родители охотнее тратят средства на товары для своих детей. Сейчас у нас уже есть приложения на AppStore.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.