Из досье
Возраст: 28
Образование: МУПК (Московский университет потребительской кооперации), экономист
Семейное положение: не замужем
Особые приметы: бесстрашная, яркая, темпераментная
Должность: Вице-президент по коммуникациям, Департамент маркетинга и PR краудсорсинг-компании Witology
***
«Откуда ты родом?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Я родилась и выросла в Чебоксарах. Училась в школе в психолого-педагогическом классе и планировала поступать в гуманитарный ВУЗ. Помню, как писала научную работу по произведению Достоевского «Крокодил». Ты, наверное, и не знаешь такого.
Потом я по очереди выигрывала районные, городские и республиканские олимпиады по литературе. И поэтому могла поступать в любой институт без экзаменов.
Очень хотела идти на журналистику или филологический, потому что крутилась уже тогда в среде журналистов. Но тут встал папа и сказал: «Знаешь что, книжки ты и так всегда читать сможешь, а профессия должна быть серьезная». Так я пошла на мировую экономику и в итоге ни разу не пожалела.
«Как начиналась твоя карьера?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Я начала работать с 14 лет. Писала статьи в местную газету «Молодежный курьер». Затем по конкурсу попала на местный телеканал «СТС-МТВ». Сначала просто журналистом (редактором), а потом стала пробовать и в качестве автора-ведущей. Мы сделали утреннее информационно-развлекательное шоу «Просыпайся».
«То есть к институту у тебя за плечами уже был серьезный опыт?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Да, поучилась в «Интерньюс» и сделала собственную рубрику «Профликбез». Я «освоила» десятки не самых приятных профессий. Пришлось примерить на себя и роль стюардессы, и проводницы, и уборщицы, и официантки, и тракториста!
Самые яркие воспоминания – о моих съемках в роли промышленного альпиниста и нырке вниз головой «дельфинчиком» с высоты 20-этажного дома…
«Проблем с учебой не было?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Скорее была задача совмещать. Я работала не только для фана, а чтобы оплачивать обучение. В середине первого курса меня вызвал декан. И диалог был короткий: «Я не прогуливаю. Вы каждый вечер видите мои сюжеты. Мой выбор – закончить именно этот факультет». Дело в том, что заочной или вечерней «Мировой экономики» не было. И он поддержал меня – разрешил свободное посещение с отработками по субботам.
«Потрясающе! Тебе так повезло!»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Да, телевидение – это драйв! Мы делали все! Это было удивительное время и атмосфера, которую сложно где-либо еще повторить.
Но понемногу все успокаивается, и ты начинаешь штамповать сюжеты про «ногти-ругти» или «как выбрать пылесос». Есть строгие ограничения форматом и эфирным временем.
«Это сколько тебе тогда лет было?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
19. Я проработала на канале три года, и надо было идти дальше. Стала искать что-нибудь смежное. Продавать ТВ-рекламу мне не хотелось. По регионам как раз шли мобильные операторы. И я попала в команду маркетинга и PR Мегафона Поволжье.
Это был первый стартап в 2004. Запуск «МегаФон» в качестве руководителя отдела PR и рекламы. Но работа требовала постоянных командировок, а у меня все-таки очное обучение. Поэтому пришлось уходить.
В конце 2006 года я перешла в «Медиа Холдинг» и стала руководителем отдела продвижения газеты «Комсомольская Правда» и запустила в вещании Радио «Шансон» на территории республики.
В этот момент как раз закончила четвертый курс, и в летние каникулы, перед дипломом , решила, что самое время переезжать в Москву.
«В Москве кто-то ждал?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Родная сестра уже жила здесь. Она занималась веб-дизайном, но хотела сменить сферу деятельности и заниматься созданием детского центра для организации семейного отдыха. У меня на тот момент был большой опыт PR, маркетинга и рекламы и уже немного — в поддержке сайтов. Так я оказалась в роли управляющего интернет-агентством.
Мы делали сайты, вели рекламные кампании — контекст, SEO, медийка. Но наступил кризис 2008 года. Нашими основными клиентами были банки и управляющие компании. И многие из них естественно от поддержки сайтов отказывались.
Я три года лично управляла процессом создания сайтов, сама делала РК, набирала сеошников в команду, в общем, мне было важно двигаться дальше именно в профессиональном плане и как управленцу. Когда у тебя свой бизнес, то не у кого поучится, перенять опыт…
«Как называлось агентство?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Itstime, то есть «Интернет агентство Пора».
Ты знаешь, я верю в судьбу. В моей трудовой книжке значатся «Пора» и ЗАО «Сейчас».
«Речь идет о Now.ru?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Да, у компании ведь и слоган «Будущее сейчас», и название соответствующее.
«Но ты пропустила период в IVI.»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Я вышла в Digital Access, а через неделю туда пришла Аня Знаменская. Мы начинали с того, что делали сейлз-хауз по продаже видео-рекламы, а потом стали делать ivi.ru. Нас было совсем немного. Это была реальная команда, которую хотелось бы когда-нибудь вновь собрать.
Мы работали сутками, независимо от должностей и круга задач. Каждый делал все. Сначала создали агентство, потом приступили к созданию сайта. Тут было все от нейминга и брендинга, до подрядчиков на дизайн, креатив, техническую платформу, покупка контента, продажа первым клиентам.
За первый год работы интернет-кинотеатр стал самым высокопосещаемым видео-порталом в рунете, хотя еще при запуске нам говорили, что видео в интернете все будут всегда смотреть на торрентах.
«Как работалось под руководством Знаменской?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Аня – уникальный человек и большая молодец. Может работать 27 часов, хотя их всего в сутках 24. Именно она меня вывела на «большой» рекламный рынок. Я научилась чувствовать эффективность трафика и сложные комбинации каналов в медийке.
Она дала мне то, что я теперь считаю одним из своих ключевых скилов: запускать все источники и желательно без бюджета. В одни руки управлять всем, что мы зовем на три буквы: SEO, SEM, SMM, ATL, BTL…
И хотя я уходила из IVI фактически к создающемуся конкуренту, мы смогли сохранить хорошие отношения, и проекты наши только выиграли от такой перестановки.
«Тебя отпускали из IVI в NOW с боем?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Я не скрывала, куда ухожу. Это был открытый хантинг. Ведь специалистов по видео в онлайне тогда было, да и до сих пор остается совсем немного.
Меня, конечно, привлекал Газпром, большие перспективы, лучшие условия. Поэтому я со всех сторон выигрывала от своего перехода. И все равно было очень болезненно!
«Как считаешь, тебе везет с карьерой?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Мне повезло с упорством и трудностями. С одной стороны, всегда оказывались жизненные задачи — жить, учиться, подниматься самой в Москве.
Но с другой стороны, судьба демонстрировала новые горизонты.
Так получается, что я начинаю чем-то совершенно новым заниматься, а потом бац, – и это оказывается тренд! Так было с PR-ом, маркетингом, веб-разработкой, потом с видео. Ну какое могло быть в 2009 году легальное видео? А кто был готов платить за контент? Спустя четыре года все стало реально.
«Есть ли жизнь после работы в Газпроме?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Да, это жизнь в стартапе. TimeToVisit, например.
Мне хотелось поработать с «земными» проектами. Меня пригласил Саша Щербина и при поддержке инвестиционного фонда я запустила первый сервис онлайн-записи в стоматологию. Проект позволяет ориентироваться по местоположению, клиникам, специалистам, времени, отзывам.
Онлайн-букинг – еще совсем не освоенная тема.
«Ты ведь вела переговоры с Яндексом. Что нужно, чтобы с ними договориться?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Просто оказаться в нужное время в нужном месте.
Инвесторы проекта пришли и сказали, что Яндекс будет запускать вертикали. Их другой проект как раз делал интеграцию.
И мы пошли в Яндекс поднимать вместе медицину.
Мы долго что-то рассказывали, Яндекс нас слушал, но как-то не очень увлеченно… Когда речь идет про онлайн-букинг ресторана – там все понятно. Средний чек, меню, другие понятные критерии.
А как выбрать стоматолога без отзывов и рекомендаций? Цена – это не фактор выбора. В стране и так 55% клиник эконом-класса. И мы придумали свой подход к рейтингованию, начиная с дальности клиники от метро, года выпуска оборудования, возраста и стажа врачей, их ученых степеней и т.п. И вот этим мы Яндекс сразили! Объективные критерии – это то, что нужно.
Правда, в итоге вертикали Яндекса вылились в «Острова». И наша интеграция так и не состоялась. Но это хорошая история для меня.
Я ушла, потому что взлет стартапа не случился из-за отсутствия сформированного спроса на онлайн-запись к врачу. Акционеры не стали ждать взросления рынка и сменили вектор развития. Переключились на интеграции, софт и общую медицину. А здесь уже маркетинг и моя роль в проекте были вторичны.
«Почему ты выбрала стартап?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Онлайн-букинг – тренд сегодня. Мы букируем все – билеты на самолет, в кино, гостиницы, машины. Мне хотелось попробовать область медицины, тем более, что она мне близка – в семье два врача.
Плюс до этого я работала в больших сложившихся финансовых структурах. А тут попала в инвестиционный стартап. Раунды, brake-even, экономика на салфетке, совет директоров для акционеров – все новое.
А еще я благодарна проекту за опыт в разработке. Здесь мне пришлось реально стать тим-лидером. Программисты ведь по почте таски не принимают. Поэтому учила методы управления проектами. Теперь я знаю, что такое Канбан, Скрам и Водопадная модель.
«И в чем разница?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Водопадная модель – это от задачи к задаче, процесс разработки выглядит как поток, последовательно проходящий фазы.
Скрам – самый демократичный метод, когда разработчики сами оценивают сроки и трудоемкость задач. И при этом в такой игровой форме проходят совещания – есть специальные карты, фишки. Ты вытягиваешь карту- переворачиваешь. Это противовес стандартной модели разработки, абсолютно «гибкая» игровая модель.
До Канбана руки так и не дошли, мы его отложили, решив, что больше для другого проекта подходит.
«Чем еще запомнился TimeToVisit?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Я почти полгода жила в Ульяновске, там, где шла разработка. Вновь оказалась на Волге, климат мой родной… У нас даже есть шутка, я ехала туда на неделю, а осталась на 6 месяцев.
«Почему не стала в видео возвращаться?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Дважды в одну реку не входят. Я и так там все знаю. Кому зачем позвонить, что просить, как все будет начинаться, как и когда разовьется. Я слишком любопытная, хочу наращивать связи, знания, опыт. Я искала что-то пограничное, прийти в диджитал и построить в нем оффлайн.
В стартапе так и было. Была технология в онлайне. А клиенты – чопорные и совсем не диджитал-продвинутые компании.
«Сейчас ты – вице-президент в краудсорсинговой платформе. С кем работаешь?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Так уж получилось, что в команде моих руководителей всегда есть Александры.
Был Щербина, теперь Малюков.
Щербина – это энерджайзер, друг, человечный и неунывающий. Мне его часто приходилось тормозить. Вечный двигатель!
Работать с Александром Малюковым – это совсем иначе. Саша – абсолютный аналитик по складу характера. Я стараюсь у него учиться спокойствию и правильному фокусу. Для него работа – только компонент жизни, и при таком подходе результат во многом эффективнее. Он очень выдержанный руководитель.
Оба Александра – совсем разные. Но это говорит и о том, что я сама меняюсь. Надо было сначала поработать со Щербиной, чтобы потом принять предложение Малюкова.
Мне комфортно работать под руководством мужчин.
«Даже так?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Я тебе объясню с точки зрения энергии.
Правильный уклад в том, что женщина наслаждается, а мужчина создает. Женщина – это вдохновение, а мужчина – это дело.
«А куда же тогда остальным женщинам деваться? Как говорит Алена Владимирская, – всем рожать?»
— Людмила Булавкина
«Женщины – идеальные партнеры. Я воспринимаю работу, как источник самореализации.»
— Татьяна Голубовская
«У тебя с собой путеводитель, куда-то собираешься? Любишь путешествовать?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Через несколько дней улетаю в Перу!
Я очень люблю море. И горы. Еще люблю Азию.
В 17 лет первый раз попала в Турцию, потом в Египет. И на этом список традиционных курортов для меня закончился. Дальше были совсем другие места. Сейчас посмотрю в телефоне и назову тебе страны.
«Ты ведешь специальный список мест, в которых бываешь?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Да нет, просто листаю по фотографиям. Континентальная и островная Европа: яхтинг, горные лыжи, ледники, пещеры, которым три тысячи лет; Тай, конечно, водопады, Шри-Ланка, Малайзия, Кипр, Катар.
Однажды даже оказалась над кратером действующего вулкана! Я искренно думала, что мы только снизу (с моря) на него посмотрим – а нет, мы пошли в самый центр!
Новые города и страны для меня — это источник вдохновения и впечатлений.
«Родители привили любовь к путешествиям?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Когда я заканчивала школу, папа спросил, что мне подарить на выпускной и одновременно день рождения – кроссовки или поездку куда-нибудь. Я ответила, что без кроссовок точно проживу. Зато мы отправились в Арабские Эмираты!
«А летать не боишься?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Наоборот – я обожаю атмосферу аэропорта. Ощущение высоты и воздуха очень вдохновляет. Хотя на взлете и посадке физически я не очень хорошо себя чувствую, зато морально – отлично!
«Что в Перу будешь делать?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Лечу смотреть Амазонку. Очень интересует ее сакрально-мистический акцент. А еще хочу попробовать себя отрезать от мира в экспедиционных условиях на целых две недели. Та зависимость, которая есть от интернета и социальных сетей – она иногда пугает. Хочется услышать внутреннее «Я».
«Напоследок, блиц-вопросы. Ты верующий человек?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Свое развитие в плане веры я строю вокруг потоков энергии. Верю в Высшую Силу, придерживаюсь православия.
«О какой машине ты мечтаешь?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Вчера это был Таурег, сегодня – Ауди. Но обязательно белая. Обожаю скорость и клевые машины!
«Твой любимый цвет?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Бирюзовый и кофе с молоком.
«Откуда ты черпаешь вдохновение?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
От людей, когда делюсь знаниями. Поэтому планирую начать преподавать. И открыта к предложениям.
«Как относишься к алкоголю?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Либо крепкий, либо вино. Но только в чистом виде.
«Твоя последняя покупка?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Путеводитель по Перу на английском.
«Чисто женские привычки?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Очень люблю побрякушки, разные аксессуары: сумки, часы, обувь.
«Как ты делаешь покупки?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
История покупок – это бешеный стресс. Я обожаю всех вокруг одевать, делать красивыми, причесывать, делать подарки. Но потратить бюджет на покупки для себя – тут сложнее. Могу два часа мерить, два дня потом думать, потом за вещью вернуться и уже купив, снова два дня думать.
С точки зрения стиля я люблю разное. Кеды-джинсы, платья-шпильки или микс-casual.
«Не приходилось обращаться к стилистам?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Нет, свой стиль сформировала сама. В моем гардеробе много платьев. Последнее открытие – длинные, в пол. Насколько это меняет женщину! Девочки, желаю всем приобрести и почувствовать себя принцессой!
«Твоя семья – это кто?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
У меня две родные старшие сестры и младшая сводная сестричка. Пятеро племянников. Папа живет в Нижнем, а мама – между городами и внуками.
«А тебе кого бы хотелось?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Двойню. Мальчика и девочку – к этому есть семейные предпосылки.
«И под конец, раз уж мы про платья и про детей, ты бы какую свадьбу хотела?»
— Людмила Булавкина
Татьяна Голубовская:
Романтичную, добрую, без пафоса. С песнями и танцами, но без лимузинов. Это должен быть светлый, приятный день в компании близких и друзей. Так, чтобы погулять-повеселиться-улететь. К морю…
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.