В мире денег риск и обещанная доходность всегда имеют прямую зависимость. Если вы полностью защищены от потери инвестиций и риск потери низкий, то доходность низкая и наоборот – если высокие риски, то только высокая потенциальная доходность будет стимулировать в нее играть. Конечно ни один венчурный фонд, как и ни один игрок на бирже не сможет гарантировать возврат инвестиций или фиксированный годовой процент, но показывать перспективу потенциальным инвесторам приходится в сравнении с другими возможностями накопления и увеличения денег.
В частности, венчурный фонд конкурирует за деньги своих инвесторов с инвестициями в недвижимость, вкладами в банки и вкладами в ценные бумаги. Посмотрим на каждый из этих вариантов:
Недвижимость – почти не имеет шансов быть утраченной, но принесет 5-10 процентов в год и не очень быстро будет превращена в деньги, если они понадобятся.
Банковский вклад – 8-14 процентов — в зависимости от имени и надежности банка. Вернуть деньги можно почти моментально. Единственной потерей могут быть проценты по вкладу за досрочное изъятие.
Ценные бумаги – можно как уйти в минус, так и заработать. Например, топ-10 паевых инвестиционных фондов заработал за год от 29 до 56 процентов годовых.
Где же в этой иерархии финансовых инструментов находится венчурный фонд? Венчурный фонд – рискованнее всех описанных вариантов вложения и обладает практически нулевой ликвидностью для вкладчика. Почему? Потому что если акции компании не обращаются на бирже (а со старпатами так и происходит со стартапами), то продать их моментально невозможно и срок возврата денег инвесторам составляет не менее пять-семь лет с момента создания фонда. Что это значит? Это указывает на то, что для привлечения денег предлагаемая вкладчикам венчурного фонда доходность должна быть выше, чем доходность в банках и в ценных бумагах.
Это не означает, что такую доходность венчурный фонд гарантирует своим инвесторам, но означает, что венчурный фонд не может инвестировать в стартапы, которые не показывают в прогнозах возвратность ниже определенного уровня, допустим, сравнимого с доходностью акций или паевых фондов в 20 процентов годовых, что не выглядит очень высоким показателем.
Но в пересчете на доходность с одной компании ситуация существенно жестче так как у венчурного фонда высокие риски невозврата инвестированных средств. Давайте перейдем от процентов годовых к количеству раз увеличения капитала за период времени – так обычно оперируют и венчурные инвесторы и стартапы.
Обычной цифрой является не менее чем 10-кратная возвратность вложенного капитала через четыре года. Это на венчурном жаргоне называется «десять икс» (так и пишется, 10Х). Откуда берется 10Х за четыре года, если при привлечении денег на 4 года под 50 процентов увеличение будет всего лишь 5,1-кратным? Все очень просто! Если вы заложите, что у фонда становится успешной историей только каждый второй проект, а на половине проектов фонд никак не заработает, то придется 5,1 раза увеличить вдвое и уже на горизонте 4-х лет возникает необходимость 10-кратного возврата капитала. Чем в более зрелые компании вкладывается фонд, тем меньший риск потери капитала он берет себе в портфель.
Представим, что фонд привлек деньги инвесторов под 20 процентов годовых (удвоение капитала каждые 3,8 года). При 50 процентах шанса на успех, компания должна увеличивать свою стоимость на 40 процентов (удвоение стоимости каждые 2 года). При 20-процентном шансе на успех стоимость должна расти уже на 100% в год (удваиваться каждый год). При 10 процентах шанса на успех соответствующая доходность составляет 200 процентов в год, и за год компания должна увеличиваться в стоимости в 3 раза.
Стоит отметить, что даже на зрелом рынке США венчурные фонды в 80 процентах случаев приносят своим кладчикам доходность ниже банковской ставки, т.е. попросту теряют деньги своих вкладчиков. А смертность инвестиций ранних раундов достигает 80-90 процентов.
Мы разобрались, почему венчурные деньги самые дорогие, но что это значит для стартапа?
Это значит, что когда стартап делает расчет своего предложения для инвестора, то он должен уметь показать, как за счет вхождения в долю в его компании и дальнейшего роста компании венчурный инвестор сможет заработать свои искомые 10Х.
При этом среднее предложение, которое я вижу на рынке стартапов – 3Х за 5-6 лет. Если вы его переведете в проценты годовых, то получится около 20 процентов и под такие ставки проще не рисковать, а поискать удачливыых управляющих ценными бумагами – там и заработать можно больше, и продать ценные бумаги можно быстрее.
Почему же именно венчурные деньги привлекают стартапы? Потому что нет другого финансового инструмента. У стартапа нет собственности, которую в залог может взять банк. Следовательно, нормальные кредиты ему совершенно не доступны. Выйти на биржу можно только лет через пять-семь, если получится дорасти до соответствующего оборота.
И получается, что вариантов только три:
Финансировать из своего кармана (своего предыдущего бизнеса) или кармана друзей и родственников – обычно эти карманы быстро исчерпываются
Брать кредиты на себя как на физическое лицо и нести риски, что бизнес может не состояться, но кредиты выплачивать придется.
Реинвестировать прибыль – хорошо если она у вас есть, но зачастую прибыли просто не хватает чтобы расти даже просто со скоростью роста рынка.
Ну, или привлекать венчурного инвестора в лице фонда или бизнес-ангела.
Вывод – да, венчурные деньги – самые дорогие и если вы можете развиваться без них, то не надо к ним прибегать. НО! Если вы строите действительно большую компанию и нужны ресурсы на быстрое развитие – иначе уйдет окно рыночных возможностей, то другого источника финансирования, кроме венчурного, у вас нет.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.