
Пять лет назад, в 2009 году, солнечным весенним днем я сидел в одном из пабов Лондонского района Ноттинг хилл и читал Sunday Times, где на целую полосу, что для воскресной английской газеты является серьезным форматом, была статья про шведский сервис потокового прослушивания музыки
В то время будущее идеологии потокового вещания было очевидно: скачивать музыку на компьютер или тем более покупать композицию было временным решением. Зачем вообще что-то хранить, если оно постоянно доступно в сети. Возрастающая скорость домашнего интернета и появление быстрых безлимитных мобильных тарифов говорили о том, что за стримингом будущее. Тогда же основной проблемой для Spotify стали традиционные на тот момент формы цифровой музыкальной дистрибуции, типа iTunes. Поэтому когда Apple пустила в AppStore приложение Spotify, которое делает iTunes достаточно бессмысленной затеей, стало понятно – сервис взлетит. На этапе понимания, что сервис скоро пойдет по всем странам и, очевидно, в ближайшем будущем придет в Россию, я закрыл газету и допил пиво. В интернете все происходит быстро, и казалось, что не пройдет и года, как Spotify завоюет мир. Пришлось признать – ошибся.
В Spotify, кроме традиционных функций поиска и прослушивания музыки есть несколько приятных особенностей: во-первых приложение умеет работать с локальными файлами, а это значит, что оно заменяет iTunes. Во-вторых, там есть внутренние приложения, сделанные на манер приложений, которые мы привыкли видеть в социальных сетях. Только в Spotify они действительно имеют смысл. Свои приложения сделали крупные лейблы, популярные исполнители и традиционные медиа. Вроде музыкальных разделов Guardian и BBC. Учитывая, что главная проблема не как послушать музыку, а какую именно – это стало отличным решением.
Когда речь идет о таком объеме музыки, естественно возникают вопросы: кто оплачивает этот банкет, сколько платит пользователь и что получает музыкант. Лицензионные отчисления музыкантам составляют около $0,007 за прослушивание, что несравнимо c iTunes и другими формами продажи цифрового контента. Однако, учитывая кризис, который принес интернет в музыкальный бизнес – хоть что-то. Для потребителя есть два варианта: бесплатный с ограничением по количеству прослушиваемых часов в месяц, рекламой и возможностью пользоваться только десктопной версией приложения, или платный – за $10/месяц (в США) с неограниченным количеством часов прослушивания, отсутствием рекламы и мобильными клиентами. На фоне других легальных предложений – Spotify один из самых демократичных вариантов.
Казалось бы, вот оно счастье, где все довольны: и потребители за разумную цену получают удобный сервис, и музыканты, хоть и не за горы золота как раньше, но и не за бесплатно размещают свою музыку. Но Spotify – один из классических примеров цифрового неравенства. Если в одной стране есть какой-то удобный продукт или сервис, совсем не значит, что жители других стран могут им пользоваться. Даже есть речь идет про интернет.
Учитывая разное законодательство в области авторского права, разный уровень жизни, и, в конце концов, разные валюты, стоимость доступа к одной и той-же услуге получилась разная. В США 10 долларов, в Великобритании – 10 фунтов, в Европе – 10 евро. С точки зрения интернета абсолютно не важно, какую страну вы решили выбрать. С точки зрения кошелька – разница в оплате может различаться в два раза. А в некоторых странах Spotify просто нельзя воспользоваться легально. Россия в их числе. Конечно, в Сети легко найти инструкцию как завести аккаунт из России. Конечно, популярность VPN привела к тому, что сделать это еще проще. Но и это вас не спасет – российской картой оплатить не получится. Что и привело к тому, что про Spotify в России знают либо гики, либо хипстеры, что живут западным миром и стремятся быть в контексте происходящего в цивилизованных странах.
И вот, спустя пять лет, десятки стран и десятки миллионов пользователей по всему миру Spotify пытаются выйти на российский рынок. Судя по слухам – речь идет аж об
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.