События вокруг Tinkoff Digital развивались довольно быстро. В июле 2012 г. Олег Тиньков совместно с инвестором Goldman Sachs, владеющим долей в банке «Тинькофф. Кредитные системы», недвусмысленно обозначил интерес к рынку интернет-рекламы, объявив о запуске Tinkoff Digital и намерении вложить $20 млн в проекты в сфере мобильной и интернет-рекламы.
Цель была ясна — поймать волну стремительного роста интернет-рекламы в России, рынок которой, по данным Zenith Optimedia, в 2011 г. увеличился на 56% (41,8 млрд руб.) и имел большой потенциал роста. Для сравнения: в этот же период в США на онлайн-рекламу потратили $32,2 млрд.
В декабре 2012 г. Tinkoff Digital пообещал вложить $5 млн в создание RTB-платформы Datamind, которая позволяет продавать рекламодателю не площадку для размещения, а контакт с конкретными пользователями, обладающими заданными характеристиками. Уже спустя полгода стало ясно – проект, что называется, не взлетел. В июле 2013 г. Tinkoff Digital ушел под крыло «ТКС», а RTB-платформа DataMind с августа 2013 г. обслуживает исключительно рекламные потребности банка, не оказывая услуг сторонним организациям.
Разбор полетов
Я считаю, что главной ошибкой Tinkoff Digital стало отсутствие собственной технологии. Компания арендовала платформу у американской компании IPONWEB, а своя технология в итоге не была своевременно завершена.
Запуская Segmento в 2012 г., мы ошиблись ровно в том же: нельзя оказывать качественную услугу без своей технологии. Отсутствие прямого контроля, непонимание подрядчиком локального рынка, многостраничная переписка с менеджерами, ограничения чужой системы неизбежно приводят к снижению качества услуг, которые ты продаешь, и ухудшению результатов рекламных кампаний. У Segmento были все шансы повторить ошибки Tinkoff Digital. Поначалу мы и сами работали через интерфейсы сторонних зарубежных платформ вроде Mediamath для покупки рекламы и Bluekai для работы с данными, но вовремя решили перейти к построению своей платформы.
Проект Tinkoff Digital проделал серьезный путь от использования арендованной внешней технологии к созданию собственной платформы. Можно предположить, что на этом этапе компания столкнулась с вопросом о сроке возврата инвестиций – построить сложную технологию и одновременно добиться быстрой отдачи и высокой маржинальности на коротком отрезке времени невозможно.
Разработка эффективной высоконагруженной системы и быстрая окупаемость несовместимы, и, думаю, Tinkoff Digital не удалось обмануть эту закономерность.
Король умер, да здравствует король?
Уход Tinkoff Digital не означает, что российский рынок RTB бесперспективен. Напротив, в Россию приходят платформы сетевых агентств и офисы продаж европейских компаний, которые, однако, сталкиваются с проблемой адаптации локального трафика, запускаются и отечественные проекты.
Что касается западных игроков, то я не уверен в их перспективах. Когда они заявляют что-то вроде: «Мы сейчас быстро подключим Яндекс по RTB и захватим рынок», это вызывает улыбку. Региональная специфика проявляется даже в технологиях, поэтому платформа, созданная местными разработчиками и подключенная ко всему локальному трафику, дает огромное преимущество.
Мы же видим, что происходит на западном рынке. В условиях жесткой конкуренции и падения роли традиционных агентств выживают технологичные компании, использующие сложные инструменты, и те, кто имеет компетенции по работе с этими инструментами.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.