Образование – сегодня это то, без чего наша общество немыслимо и не может существовать.. Вопрос «быть или не быть» здесь просто не уместен. Альтернативы, в принципе, нет.
Но те формы образования, которые использовались в ХХ веке уже не удовлетворяют промышленность ХХI века. Если раньше основной задачей образования было развитие личности, то на сегодняшний день основная функция образования – это подготовка кадров. Индустрия сегодня не в состоянии работать без образования кадров. Это подтверждают и цифры.
Например, Сэмюэль Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций» приводит такие данные: если в 1905 году количество рабочих мест в мире, которое требовало хотя бы школьного образования, оценивалось экспертами в 10-12 %, то в 1985 году количество рабочих мест в мире, которое требовало не ниже среднеспециального образования, оценивалось в 75%! Интеллектуализация рабочего места выросла в разы. И сегодня в стремительно изменяющемся пространстве, в эпоху перехода в мир информационной экономики, система образования испытывает наиболее сильные колебания и деформации: внедряются инновации, которые несут с собой информационные технологии.
Инновации в образовании были, есть и будут. Они нацелены прежде всего на расширение аудитории и на снижение себестоимости образования, потому что индустрия начинает требовать все больше и больше кадров.
Новые формы не «убьют» традиционные, а улучшат их. По крайней мере, в ближайшие 50 лет. Это естественный процесс. Невозможно представить, что в мире высоких технологий, роботов, интернета, мы будем пользоваться теми же образовательными технологиями, что и Рене Декарт или Михаил Ломоносов. Гораздо более важный вопрос: какое влияние эти инновации окажут на развитие системы образования?
Сегодня благодаря проникновению интернета (к концу 2012 года насчитывалось 2 405 510 175 пользователей по всему миру) мы все чаще говорим о популярности дистанционного online образования: о e-learning. В обществе много мнений по этому вопросу, вплоть до пророчеств о полном исчезновении традиционного образования. Но когда мы говорим о возможности замены традиционного образования дистанционным, важно уточнять, о каком предмете, сфере идет речь. Да, это возможно там, где прежде всего требуется формирование каких-то технических знаний и навыков. Например в математике, вам сначала рассказали, что такое дифференциал, а вот оттачивать технику дифференцирования вы вполне можете дистанционно, для этого уже не нужен преподаватель. Чего не скажешь о предметах, где речь идет о создании новых образов, моделей, смыслов на абстрактном уровне, это очень сложно дистанционно передать. Но и эта проблема, думаю, решится с развитием технологий.
Сегодня идут активные исследования, в которых сливаются телекоммуникации, инновационное моделирование и образование.
Голограмма, это, конечно, хорошо. Но и настоящий Учитель нужен не только юному падавану.
В качестве иллюстрации мы можем представить эпизод из известных всем «Звездных войн»: в нужном месте вы видите человека, но на самом деле сам человек сидит в другом месте, а вы смотрите только на его проекцию, которая внешне выглядит как живой человек. Ему можно заглянуть в глаза, но пощупать нельзя! Создание и массовое использование таких технологий произведет настоящую революцию и в этом случае, действительно, можно говорить о полной замене парадигм и форматов в образовании.
Схема, когда умудрённые сединами старцы, делятся накопленными знаниями и опытом с молодежью, которое собирается в определенное время в определенном месте, это будущая реальность. Будут стерты расстояния, границы, языковой барьер.
Инновации в образовании, e-learning, новые форматы удешевляют способы получения знаний, делают образование доступным. Это безусловно большой плюс. Так например, на один из открытых курсов Стэнфордского университета однажды зарегистрировалось 160 000 человек из 190 стран! Тем не менее, как студент онлайн курса может попробовать свои знания на практике? Для некоторых специальностей, таких как программирование или гуманитарные науки, это можно сделать онлайн. Но что делать с физикой, химией и другими естественными науками? Для них нет способа практиковаться онлайн.
С моей точки зрения классическое, традиционное образование останется базовым для большинства предметов и специальностей.
И тут мы возвращаемся к вопросу доступности образования. Это верно для гуманитарного знания и, возможно, для программирования. А что делать с естественными науками, где потребность в традиционном образовании, в эмпирических экспериментах и опытах высока? Тут о дешевизне говорить не приходится.
Проблема советского и российского образования заключались, а где-то до сих пор заключаются, в том, что университеты не знают себестоимости образования!
Во сколько обойдется тот или иной выпускник? Стоимость подготовки философа и, например, химика – это цифры совершенно разного порядка. Или, например, стоимость образования специалиста в области ядерной физики, который сможет работать с ядерными установками, и филолога. Поэтому говорить о глобальном удешевлении образования благодаря инновациям мы не можем.
Кроме того, важно помнить о том, что традиционное образование играет еще и социализирующую роль. Обучение в школе, университете это не только учеба и сдача экзаменов, но и важная часть современной жизни, общение, построение взаимоотношений с многими людьми. Все эти вещи не могут быть компенсированы с онлайн-обучением. Если говорить о начальном образовании, то присутствие преподавателя, возможность общаться с ним здесь и сейчас незаменимы пока ничем. Помимо всего сказанного выше, поступление в университет – это еще и некий фильтр.
Задача высшего образования – не только чему-то научить, но и вовремя сказать, что «это не твое!».
И если неудача при поступлении в университет не отговорило от решения заниматься выбранной профессией, то e-learning как раз и приходит на помощь. Если человек ошибся в выборе своей профессии, в том смысле, что он оказался не востребован на рынке по любой причине, то он всегда имеет возможность быстро переучиться. И во многих странах, где, например, очень велик спрос на ИT-специалистов, формируются специальные программы, которые позволяют людям из непрофильных областей переориентироваться в актуальные ИТ. Хочешь получить новую специальность – пожалуйста! Хочешь получить дополнительные знания – пожалуйста! Более того, в эпоху, когда наличие высшего образования уже не является твоим конкурентным преимуществом на рынке труда, теряет свою элитарность, поскольку оно есть у многих (по некоторым данным в России на конец 2010 года насчитывалась 39% людей с высшим образованием), приходится получать дополнительное образование и навыки, поступать на второе высшее, учить языки, проходить курсы и т.д.
Здесь же необходимо затронуть тему консолидации образовательной системы и промышленности, крупного бизнеса. Во-первых, индустрия должна оказывать влияние на формирование программы обучения и содержаний курсов. Во-вторых, индустрия и бизнес должны оказывать соответствующую помощь в оснащении ВУЗов соответствующими технологиями и оборудованием. Здесь есть два момента.
Первый – это обучение базовым знаниям, основным навыкам и умений, второй — обучение владению конкретными технологиями. Конечно, за второй задачей ВУЗ справится не сможет, поскольку для этого придется слишком часто менять программу. Это и не задача университета, это задача тренинговых, учебных центра.
А вот дать набор базовых знаний, который позволит впоследствии специалисту, опираясь на них, переучиваться в течение жизни — это задача ВУЗа. Если говорить о российском образовании, то здесь одна из основных проблем отношения с индустрией и бизнесом. В управленческой структуре большинства ВУЗов компонент, функция которого искать контакты с индустрией и предлагать ей программы обучения, переподготовки, не очень активен, к сожалению, А с другой стороны, наша российская индустрия пока не готова вкладывать в образование деньги. ИТ-компании, пожалуй, исключение.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.