На недавнем совещании в Казани Директор ФСБ России Александр Бортников расставил точки над i: «
После таких слов руководителя ФСБ, конечно же появятся различного рода посты, комментарии относительно засилья спецслужб в интернете, Большого брата и наступления беспросветного тоталитаризма в нашем отечестве. Между тем, мониторинг всех сегментов не только веб один и веб два, но и «невидимого» интернета, а также активная работа в них стала повседневной деятельностью спецслужб и правоохранительных органов США, Великобритании, Германии, не говоря уже о Китае, с его великим фаерволом.
Причем, надо прямо сказать, что, например, в США эта работа ведется гораздо более жестко и, что называется, глубоко. Для этого за океаном имеются соответствующие возможности. Речь идет о Больших Данных. Террабайтах информации, в которых содержатся своего рода цифровые личности всех американцев и жителей других стран, включая Россию, и цифровые профили корпораций. Эти данные получены, прежде всего, из социальных сетей и обработки результатов работы поисковиков.
Как отмечал один из гуру Больших Данных Алекс Пентланд: «Основное значение Больших данных состоит в том, что они дают информацию о поведении людей, а не об их убеждениях». Добавлю. Информацию об убеждениях, привычках, стереотипах, круге общения и т.п. Большие Данные дают тоже. Они используются не только спецслужбами и правоохранительными органами, но и стали многомиллиардным бизнесом. Имеется уже несколько провайдеров Больших Данных. Например, у компании Axiom.com имеются цифровые личности 500 млн. человек и эта цифра каждый день увеличивается.
В соединении эффективных средств мониторинга с аналитикой Больших Данных и активными мероприятиями в сети зарубежные спецслужбы видят одно из главных направлений борьбы с терроризмом.
Соответственно, инициатива Александра Бортникова и направлена на то, чтобы использовать в борьбе против терроризма весь накопленный мировой опыт работы с экстримнетом, обогатив его собственными наработками и отечественными решениями.
Хотя прямо скажем, задача это непростая, поскольку в сфере накопления, обработки и использования Больших Данных, по крайней мере, судя по коммерческой сфере, мы сегодня серьезно отстаем, прежде всего, от Соединенных Штатов. В значительной степени это отставание абсолютно объективно, поскольку все основные социальные сети имеют знак «Made in USA».
В работе по активизации борьбы с экстримнетом важно учесть целый ряд тонкостей и нюансов, поскольку, как известно, битвы иногда проигрываются и оттого, что плохо подковали коня.
Очевидной и уже широко используемой мерой является блокировка и отключение сайтов с экстремистской направленностью. Как с мейнстримным решением, с этой мерой не поспоришь. Но надо помнить, по меньшей мере, о двух обстоятельствах. Современные программные решения позволяют не только детально отслеживать входящий на сайт трафик, но и поведение пользователей на сайте. Соответственно, наличие такого ресурса в сети дает необходимый материал для анализа. Другое дело, что всегда надо правильно соизмерять пользу от аналитических материалов с пропагандистским вредом сайта.
Кроме того, надо помнить о результатах многолетних исследований профессора психологии П.Гольвитцера, одного из ведущих экспертов по поведению в интернете. Он выяснил, что, чем активнее человек присутствует в интернете, и особенно в социальных сетях, тем больше у него расхождение между высказываемыми намерениями и реальными действиями. В этом смысле социальные сети, форумы и проч. выступают как своеобразная машина «забалтывания», блокировки действий в реале. Правда, нельзя не отметить, что эксперименты проводились на американцах. Может быть, если бы это были люди другой культурной традиции, то и результаты были бы иные.
Сегодня, когда ставится задача противодействия экстремизму и терроризму, прежде всего, в традиционном интернете с его сайтовой структурой, это напоминает попытку бороться с сегодняшним злом даже не вчерашними, а позавчерашними методами. Социальные сети, соединенные с растущими по экспоненте мобильными приложениями и помноженными на стоящий на пороге носимый интернет, или как его еще называют «бодинет», создают принципиально новую реальность. В этой реальности для террористов и экстремистов всех мастей открываются принципиально новые возможности. Возьмем только один пример. В этом году среди всех сервисов наиболее быстрыми темпами развивается Snapchat. За год число его пользователей выросло в несколько раз, и он уже заметно опередил Instagram. Snapchat — это мобильное приложение, которое позволяет задать срок жизни фотографии в нете. Когда указанное пользователем время заканчивается, все следы фотографии бесследно исчезают. Понятно, какие возможности открывает этот сервис для передачи различного рода сведений криминальным, террористическим и другим подобным группам и сетям.
Со сверхбыстрым развитием технологий постоянно множатся угрозы безопасности обществу и законопослушным гражданам. Одновременно расширяется спектр возможностей для террористов, тех, кто, силовыми методами сея страх, стремится навязать свою волю нам с вами и обществу в целом. Поэтому понятно, что спецслужбы и правоохранительные органы должны как можно активнее действовать в этой динамичной неоднозначной среде. Причем, успех можно быть обеспечен только тогда, когда и у нас, также как, например, в Америке, эти усилия будут поддерживаться малым, средним и большим бизнесом и программистским сообществом.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.