От ЭВМ до дополненный реальности
Тридцать с лишним лет назад на уроках информатики мы сначала писали многостраничные программы для создания простейших картинок, а потом скрупулезно вбивали их в память ЭВМ. Каков же был восторг, когда бабочка или котенок получались именно такими, какими мы их запрограммировали! Но порой все шло не так, как хотелось. Неверно указанная точка искажала все изображение, и приходилось еще полдня корпеть над поиском ошибки и ее исправлением.
Вверх по цифровой лестнице
Кто бы мог подумать, что громоздкие ЭВМ и сложные программы, казавшиеся верхом технологического развития – лишь первая ступенька цифровой лестницы. И уже сейчас нам кажется, что мы стоим на вершине. Но на самом деле и это далеко не конец.
Раньше про детей, родившихся в нераскрывшемся околоплодном пузыре говорили: «В рубашке родился!» А теперь про каждого новорожденного можно сказать : «Родился в…цифре!» Это раньше акушерка шлепала младенца по попе, спине и на основании визуального осмотра определяла состояние ребенка по шкале Апгар. Теперь появившегося на свет человечка подключают к специальному модулю, который. Собственно, и делает все необходимые замеры. Да еще и напоминает персоналу, какие действия он должен сделать дальше.
Ведь на самом деле цифровые технологии помогают появиться малышу на свет и сопровождают человека буквально всю жизнь.
Одним из самых массовых представителей цифрового семейства в последние годы стал смартфон. Это и телефон, и плеер, и почтовый ящик, и фотоаппарат, и фонарик, и…да мало ли чего еще. И если несколько лет назад разблокировать умное устройство можно было только комбинацией из определенных цифр, то теперь гаджет узнает хозяина по отпечатку пальца, сетчатке глаза.
Ни шагу без «цифры»
Да, пожалуй, сложно назвать направление жизни каждого из нас, где не обосновались бы цифровые технологии. Школа? Да. Интерактивные доски, электронные дневники и журналы. В школе сейчас учится моя средняя дочь. Так вот когда учился старший, материалы для научно-практической конференции ограничивались слайд-шоу. А дочь печатала необходимый для иллюстрации доклада топпер (деревянная надпись для украшения букета) на 3-D принтере.
Работа? Фриланс давно выбрали те, кто не привык просиживать штаны в офисе для получения того же результат, которого можно достичь, находясь дома. Или даже за тысячи километров от офиса.
Сфера услуг? Возьмем широк, включая торговлю. Тоже да. Кассир давно не высчитывает стоимость весового товара на калькуляторе. Он кладет яблоки или помидоры на электронные весы, и на табло высвечивается сумма. А добавить невзвешиваемый товар в чек позволяет одно движение сканером по штрих-коду.
Да и вообще современный человек все чаще отдает предпочтение бесконтактным покупкам, совершая и оплачивая их через интернет.
Медицина? Безусловно. Оснащение современных клиник сегодня больше напоминает оснащение космического корабля. И специалистам достаточно нажать на несколько кнопок, чтобы не просто обследовать пациента, но и получить детальный анализ полученного результата. Цифровые технологии сегодня помогают лечить на расстоянии. Теле-медицина прочно вошла в современную реальность. Такой способ консультирования помогает оперативно получить совет специалиста, не транспортируя для этого больного за сотни километров. Только в Пензенской области за 7 месяцев этого года 450 пациентам проведены теле-медицинские консультации со специалистами Национальных медицинских исследовательских центров.
Досуг? И тут без «цифры» никуда. Онлайн-кинозалы, онлайн-концрты и множество других мероприятий теперь можно посмотреть, не выходя из дома.
Общение? Ну эта сфера нашей жизни уже давно по большей част протекает в цифровом пространстве: социальные сети, мессенджеры. У каждого – тысячи друзей по всему миру. Но лично мне порой становится не по себе. Ведь те, с кем ты так живо общаешься виртуальной жизни, в реальной тебя попросту не узнают! Что это? Боязнь живого общения или полный разрыв с реальностью.
Сподвигла пандемия
Особенно ярко возможности цифровых технологий проявились в период пандемии коронавируса. Основным средством общения для школьных и рабочих коллективов, перешедших на «удаленку», стала платформа Zoom. Здесь проходили уроки, родительские собрания, совещания, планерки, да просто встречи друзей, запертых в своих квартирах из-за режима самоизоляции.
У каждого нового веяния есть сторонники и противники. Отчетливо видим мы это и сейчас. На вводной лекции депутат Госдумы Александр Хинштейн рассказал, как тяжело идет принятие законопроекта «»О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ»». Казалось бы: какие вопросы? Мы сами возмущаемся, когда в разных инстанциях с нас требуют предоставить по сто бумаг. Реестр позволит минимизировать бумажную волокиту за счет централизации всех сведений в одном месте для облегчения жизни каждого. Так ведь нет. Цифровые язычники кричат, что замышляется что-то страшное. Всю информацию о каждом соберут в чип, чип вживят в голову и будут через него управлять. Это могло бы быть смешным, если бы подобную чушь не говорили люди умные, начитанные, просвещенные. Такое впечатление, что люди на определенном этапе остановились в своем развитии. Да: он признали компьютер вместо пишущей машинки, цифровой фотоаппарат вместо пленочного, мобильный телефон вместо стационарного. Но вдруг решили, что дальше развиваться не стоит.
Не все однозначно
Все же можно ли однозначно сказать, что цифровые технологии – это только благо? По-моему, нет. У любого явления есть плюсы и минусы. Мне кажется, цифра все ярче подсвечивает, и , увы, стимулирует желание потреблять , развлекаться, а не думать и размышлять. Касается это и журналистики. Я задумалась об этом после лекции менеджера государственных медиапроектов МИА «Россия сегодня» Дмитрия Громова. Дмитрий очень четко обозначил тенденцию: читателю скучно просто читать. Ему нужно развлекаться, а именно оказаться на месте событий, стать участником. И мы ему должны это дать. Это, безусловно, верно с точки зрения следования современным тенденциям. Но мы уже и так не знаем, как ублажить нашего читателя. Даже с готовностью превращаем его в слушателя (я сейчас о набирающих популярность подкастах). Так, может, сменить вектор? Развивать технологии, стимулирующие мышление, а не бездумное потребление?
Кто-то скажет: «А вы как хотели? Журналистика вынуждена мутировать!» Слово – то какое: мутировать. Это переносное значение изначального биологического, означавшего, том числе, что клетка «сломалась», с ней что-то не так. Поэтому правильнее будет сказать: «Журналистика должна меняться», подтягивая уровень аудитории до более высокого, а не опускаться до обслуживания усредненного
Екатерина Рогожкина
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.