26 апреля пятница

Сказка про импортозамещение

Эксперт ИРИ Антон Сметанин в иносказательной форме описал текущую ситуацию с импортозамещением программного обеспечения и нежеланием экспертного совета при Минкомсвязи признавать ОС «Гослинукс» российским ПО

Сказка про импортозамещение
Авторские колонки 27 октября 2016 •  runet

Сказка про импортозамещение

Эксперт ИРИ Антон Сметанин в иносказательной форме описал текущую ситуацию с импортозамещением программного обеспечения и нежеланием экспертного совета при Минкомсвязи признавать ОС «Гослинукс» российским ПО

27 октября 2016 👁 13556

Так получилось

Представим себе условно фантастическую ситуацию. Существует некое молодое государство, возникшее на развалинах гораздо более сильной и развитой страны, распавшейся на части из-за внутренних противоречий и постоянного внешнего давления. Где-нибудь в экваториальной Африке.

Оно с трудом оправилось от постигшего ее катаклизма и чуть было не потеряло контроль над своими богатыми природными ресурсами. Часть ее бывших территорий, обретя независимость, почти сразу ее лишились, докатившись чуть ли не до уровня колоний одной очень сильной заморской державы, которая очень быстро включила эти территории в зону своего влияния. Наше вымышленное государство этого не допустило, но заплатило за это большую цену и продолжает платить ее до сих пор.

При этом, так получилось, в течение всей недолгой истории этого молодого государства его жители пользовались автомобилями, производимыми в той стране, которая так страстно, но безуспешно пыталась стать ее метрополией. Эти автомобили были действительно хорошими. Водители привыкли на них ездить, механики научились их обслуживать и ремонтировать, в стране даже наладилось вполне приличное производство запчастей к этим машинам. Не всех, конечно, но что попроще, научились делать сами, остальное импортировали. А местные противоугонные системы оказались даже лучше иностранных, ведь в этой вымышленной стране воровали много и умело, так что и защищать научились качественно.

Однако несостоявшаяся метрополия продолжала строить козни, надеясь не мытьем так катанием подчинить это молодое государство своей воле. Даже санкции ввела, продолжая при этом массово импортировать свои автомобили. Оно и понятно: деньги-то немалые. К тому же любую зависимость – техническую или экономическую – всегда можно конвертировать в политическую: перекрыть или сократить поставки, увеличить стоимость поставляемых машин или просто пригрозить подобными санкциями, требуя каких-то политических уступок.

К тому же все эти автомобили, по слухам, были снабжены устройствами негласного сбора информации и удаленного управления, позволявшими в любой момент их заглушить или даже заставить съехать со обрыва вместе со пассажирами. Конечно, официально все отрицалось, но периодически этому находили подтверждения. При этом проверить все машины было невозможно, ведь сама проверка технически была довольно сложна и требовала изрядных временных затрат: достоверно убедиться в отсутствии таких устройств можно было только в условиях специальной лаборатории с привлечением опытных специалистов.

Многие местные дельцы даже придумали себе неплохой бизнес – проверять импортированные автомобили на отсутствие подобных устройств, а потом продавать их государству с хорошей наценкой. Бизнес шел неплохо, ведь машины для особо важных чиновников и госструктур, проверяли в обязательном порядке. Впрочем, обычным водителям оставалось лишь верить в то, что «большому брату» они просто неинтересны.

Осознание

В какой-то момент руководство этого государства пришло к мысли о том, что пора бы избавиться от сложившейся импортозависимости и начать создавать свою собственную автомобильную промышленность. С этой целью был принят закон об обязательной закупке всеми госорганами только отечественных автомобилей и запчастей (иностранные покупать можно, но только если отечественных нет совсем или они сильно уступают по качеству).

После этого, затаив дыхание, все стали ждать, когда в стране появятся отечественные автомобили и все начнут на них пересаживаться (закон ведь приняли, значит пересядут). Но отечественные машины все не появлялись и не появлялись, а местная промышленность привычно продолжала клепать запчасти к иностранным автомобилям.

Вроде бы и закон начал работать, и какие-то госорганы стали покупать отечественные запчасти, вместо проверенных иностранных. С опаской, конечно: потом ведь ездить еще. Однако отечественных машин как не было, так нет, зато запчастей для иностранных оказалось в избытке – больше 2 тысяч наименований.

Альтернатива

Незадолго до этих событий (в масштабах истории, конечно) один молодой ученый из северной страны разработал свой собственный автомобиль. Считая, что все люди должны иметь равный доступ к достижениям научно-технического прогресса, он открыл для всех реализованные в нем технологии. Автомобиль оказался настолько удачным, что очень быстро завоевал популярность во всем мире, а заложенные в его конструкцию идеи и решения стали постоянно дорабатываться другими учеными и конструкторами. В результате совместными усилиями его довели до очень высокого технического уровня, и даже крупнейшие мировые компании стали участвовать в его доработке и развитии. На его базе стали создаваться всевозможные модели и модификации, некоторые очень успешные.

Благодаря продуманной лицензионной политике реализованные в этой машине технологии не удалось присвоить даже мировым автогигантам, потому что доступ к ним был открыт всем желающим, но результаты их дальнейшего развития также требовалось раскрывать. К этому были готовы не все, но многие нашли свою нишу, занимаясь доработкой этих машин, их обслуживанием и тюнингом, созданием новых модификаций и т.д.

Для того чтобы создать такой автомобиль, нужно было всего лишь скачать его чертежи и распечатать на 3D принтере (ну, это же сказка). Бесплатно. Совсем. После этого оставалось только залить бензин, завести мотор и можно ехать. Кто-то справлялся с этим сам, кто-то нанимал механиков. В целом ничего сложного, разве что бензобак с другой стороны и кнопочки в других местах. Правда, злые языки поговаривали, что, мол, в обслуживании такие автомобили дороже выходят. Впрочем, при ближайшем рассмотрении, почти всегда оказывалось, что носители этих языков имеют устойчивые деловые отношения с «иностранными инвесторами» и прочими «партнерами», в рамках которых они и обеспечивали соответствующий дискурс. Так что веры им не было никакой.

Одно из государственных ведомств даже освоило выпуск этих бесплатных машин, доработало их под свои задачи, проверило на отсутствие вражеских жучков и стало успешно применять в работе, постепенно заменяя свой автомобильный парк. Успешно настолько, что некоторые провинции этой вымышленной страны стали перенимать этот опыт и избавляться от импортных машин.

Печальный итог

Но так уж повелось в этой стране, что круглое там часто катали, а квадратное носили, в чем видели свою сермяжную правду и особый путь. Так же и с этими бесплатными автомобилями получилось – их производство осудили, сказав, что эти машины такие же иностранные, как и остальные. Да, делают у нас и половина запчастей уже отечественные, но остальные-то импортные!

Тех же, кто успел на эти машины пересесть, осудили за недальновидность – мол, ездить надо только на полностью отечественных авто, а то, что их нет, не освобождает вас от обязанности их хотеть. Пока нет отечественных автомобилей – покупайте отечественные запчасти к иностранным, даже если к вашим машинам они не подходят.

Осудили и продолжили закупать иностранные машины, все гадая, когда же появятся свои. А они все не появлялись, потому из чехлов для сидений, ковриков и освежителей, которые только и научились делать, автомобиль собрать не получится – нужны еще двигатель, кузов, шасси и многое другое, на разработку чего уходят годы и даже десятилетия. Собственный двигатель не появится просто потому, что государство обещало его потом купить: его разработка требует огромных средств, времени и знаний, которых в той стране пока еще не было. Но вместо того, чтобы вкладывать средства в свои собственные разработки, эта вымышленная страна продолжала финансировать промышленность своего заклятого «партнера», закупая его автомобили и запчасти, благо средств от экспорта бананов на это хватало.

А потом случилось страшное. Извечный заокеанский «партнер», устав от бесполезности санкций, вводимых им против этой вымышленной африканской страны, решил сыграть по-крупному. Он просто прекратил поставку своих автомобилей, а потом и всех запчастей. Многие машины вывел из строя: оказалось, что слухи про удаленное управление – не такие уж и слухи.

Существующий автомобильный парк постепенно устаревал и приходил в негодность, но обновлять его было неоткуда. Довольно быстро тоненькие струйки контрафакта, пришедшего на смену легальным поставкам, стали большими потоками, и ездить на ворованных машинах, как и прежде, стало обыденным делом. Правоохранители закрывали на это глаза, понимая, что жить как-то надо, а налоговые органы покорно смирились с уходом автобизнеса в тень.

Со временем местные производители запчастей стали замечать, что их продукцию тоже перестали покупать: водители предпочитали ворованное, но бесплатное. Постепенно их производство совсем перестало приносить доход и угасло естественным путем, а экономика страны окончательно свелась к экспорту бананов. Иногда еще кто-то вспоминал про создание своего производства, развитие наукоемких технологий и импортозамещение, но уже скорее по привычке, не вкладывая в эти слова особого смысла.

Теги:
Новости smi2.ru
Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставлять комментарии.