18 апреля четверг

Жизнь после флешмоба

Акция #янебоюсьсказать стала самой масштабной за всю историю украинского и российского Фейсбука. Но может ли она что-то изменить?

Жизнь после флешмоба
Статьи 8 июля 2016 •  runet

Жизнь после флешмоба

Акция #янебоюсьсказать стала самой масштабной за всю историю украинского и российского Фейсбука. Но может ли она что-то изменить?

8 июля 2016 👁 6622

После того, как акция #янебоюсьсказать набрала обороты, казалось, что реакция в культурно развитом Фейсбуке на нее может быть одна: как хорошо, что люди заговорили об этом, как ужасно, что такое происходит в нашем обществе сплошь и рядом. Но, оказалось, что есть и другие мнения. Резче всех, к чему пользователям Рунета не привыкать, выступил Антон Носик. Он заявил в своем блоге, что многие участницы флешмоба выдумали свои истории или же выдали сознательное соблазнение мужчины за насилие с его стороны:

Main_11709682_10154074380662942_5421488170534450136_n
Антон Носик
блогер

«#ЯнеБоюсьСказать, что далеко не все воспоминания девушек о вынужденном сексе основаны на действительных событиях. Особенно — когда во всём мире флешмоб, и надо обязательно что-нибудь срочно такое про себя вспомнить. Именно сегодня, потому что завтра будет другой флэшмоб, про кошечек, отращивание усов или вёдра с ледяной водой».

Носик также заявил, что «репродуктивная система женщины» зачастую является ее карьерным инструментом, а угрозы написать заявление об изнасиловании — рычагом для принуждения мужчины к отношениям. В качестве примера он привел известных политических деятелей: бывшего президента Израиля Моше Кацава, который сейчас отбывает наказание по обвинению в изнасиловании, и основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа, который скрывается в эквадорском посольстве из-за дела об изнасиловании.

Main_11709682_10154074380662942_5421488170534450136_n
Антон Носик
блогер

«Флэшмоб — это хорошо и весело, это поднимает траффик и тиражи.
<br>
Флэшмоб #ЯнеБоюсьСказать кому-то помогает развить свои навыки creative writing, генерит мегабайты бесплатного домашнего порно, повышает аудиторию женского глянца и освобождает писателя, читателя, редакцию от лишнего стыда. Буквально как „50 оттенков серого“.
<br>
Но ещё ни одна серьёзная проблема на свете не решалась с помощью флэшмобов.
<br>
Мужчины и женщины, которые находятся в сексуальном рабстве сегодня, не пишут про это колонки в Cosmo. И эти колонки ни разу не помогут их освободить.
<br>
Нужен очень продуманный комплекс мер, в сфере юридической, лабораторной, правоприменительной, чтобы, с одной стороны, жаловаться стало не опасно, а с другой — заведомо ложный донос не принимался бы без доказательств. Потому что не только злые и жестокие мужчины мешают исправить ситуацию с сексуальным насилием. Циничные ***, готовые использовать любой свой сексуальный успех для последующего шантажа, вымогательства или 15 минут славы, мешают этому ничуть не меньше».

Часть пользователей после этого поделилась постом Носика, чтобы высказать свое отношение к флешмобу, а часть осудила его. В частности, пресс-секретарь российского отделения Transparency International Анастасия Каримова написала в Фейсбуке, что Носик является героем как минимум одной из истории про домогательства, опубликованной в рамках флешмоба.

Но блогер продолжил отстаивать свою правоту, заявив, что большинство его участниц — лицемеры, так как они ничего не сделали для освобождения Татьяны Андреевой, которая в течение семи лет находится в колонии за убийство насильника, напавшего на нее. Носик написал, что акция оказалась просто «дешевым пиаром на модной теме», которая приносит трафик гламурным СМИ, но не восстанавливает справедливость.

Main_11709682_10154074380662942_5421488170534450136_n
Антон Носик
блогер

«Глянцевый журнал „Космополитен“ в очередной раз поимел вас, девушки. Ваши исповеди измерены в терминах KPI, SMM, CTR и CTI. Ни один домашний насильник от этого флэшмоба даже не поморщился, не перестал делать то, что вчера сходило ему с рук, и завтра сойдёт. Вы просто подогрели кому-то поляну.
<br>
Но проблема от этого никуда не делась. Вот, например, сидит 7 лет в концлагере девушка, пырнувшая ножом насильника. Она в момент „совершения преступления“ была явно невменяема, насильник тащил её безжизненное тело на себе, про это есть видео.
<br>
Спросите себя, что лично вы сделали для её освобождения. И имейте в виду, что никакой хэштег ей не поможет».

Носик оказался не единственным интернет-деятелем, раскритиковавшим акцию. Глава SMM-департамента коммуникационного агентства BBDO Андрей Фрольченков высмеял участниц акции в Фейсбуке:

Main_Андрей_Фрольченков_кр
Андрей Фрольченков
BBDO

«Привет дорогой дневник. Сегодня я хочу рассказать тебе о женщинах. Это странные существа, но красивые. Женщины очень любят выщипывать себе брови, а потом на том же месте их рисовать. В их арсенале есть такие странные приборы, как плойка для волос и одновременно утюжок для их выпрямления. Они почему-то очень стесняются и бесятся, когда кто-то ненароком увидел их в нижнем белье, но делают селфи в полуголом виде и выкладывают в социальные сети. А ещё женщины очень любят флешмобы. Сначала они устраивают #nobranoproblem и борются за право не носить лифчик. Ну чтоб соски просвечивались сквозь одежду. А после этого устраивают флешмоб #янебоюсьсказать и рассказывают, как их домогались или изнасиловали. А ещё женщин часто одолевают эмоции, вместо того, чтобы включить голову. Но мы все равно их очень любим. С ними, конечно, невозможно, но и без них невозможно.
<br>
В следующий раз я расскажу тебе, что такое флешмоб. А пока это всё на сегодня. Увидимся».

После того, как в его адрес посыпались многочисленные обвинения, Фрольченков написал еще один пост о бесполезности акции, а также высказал конспирологическую теорию.

Main_Андрей_Фрольченков_кр
Андрей Фрольченков
BBDO

«А вообще, меня посещает мысль, что этот флешмоб специально запустили, чтобы увести нас от обсуждения закона Яровой».

Эта теория оказалась не единственной. Пресс-секретарь «Предпринимательской платформы» Единой России Ануш Манасян предположила, что флешмоб — пиар-акция кольца безопасности Nimb, которое в июне запустила Екатерина Романовская, известная как соавтор сатирического микроблога KermlinRussia.

Main_13435311_1092765550784916_1620101495370297664_n
Ануш Манасян
Пресс-секретарь «Предпринимательской платформы» Единой России

«А вдруг этот флешмоб (#янебоюсьсказать) — проплаченная почва для рекламы этих колец безопасности? сейчас же все подряд начнут их скупать, чтобы защититься от маньяков. а через неделю таргет всех накроет девятым валом, вы об этом не думали? не ведитесь, в общем. социальная эйфория завтра пройдет, а ваши шикарнейшие монологи надолго запомнятся».

Еще одна конспирологическая теория была выдвинута онлайн-газетой «Взгляд». Автор статьи предположил, что акция специально была раскручена к российскому Дню семьи, любви и верности.

Main_unnamed
Петр Акопов
Автор Vzglyad.ru

«По более чем странному совпадению именно к отмечаемому 8 июля Дню семьи, любви и верности до России докатился начавшийся три дня назад на Украине флешмоб #яНеБоюсьСказать. Женщин призывали рассказывать о сексуальном насилии, «исповедоваться» в соцсетях. В результате мы увидели, как действуют грязные – в прямом и переносном смысле – технологии манипулирования обществом».

Акопов утверждает, что данная акция — это «феминистская манипуляция», котора призвана, по словам автора, разрушить патриархальный уклад жизни и традиционные ценности.

«Взгляд» — не единственное издание, которое резко выступило против флешмоба. Газета «Вечерняя Москва» выпустила целую серию материалов, в которых психологи и психотерапевты осуждают акцию, с заголовками: 

«Психолог Наталия Варская: Некоторые из участников флешмоба #янебоюсьсказать гонятся за славой и «лайками»»

«Психолог Ольга Маховская: Люди добиваются дешевой популярности через флешмоб #янебоюсьсказать»

«Психотерапевт Андрей Грищенко про флешмоб #янебоюсьсказать: Подавать правду необходимо слой за слоем»

После этих публикаций 8 июля на Change.org появилась петиция с требованием уволить главного редактора «Вечерней Москвы» Куприянова.

Main_oxnjoqgupjmnbng-128x128-nopad
Светлана Епифанова
Автор петиции на Change.org

«Портал «Вечерняя Москва» опубликовал 07.07.2016 интервью с психологом О. Маховской, утверждающей, что жертвы насилия сами виноваты в произошедшем с ними, а флешмоб #ЯНеБоюсьСказать» создан людьми, которые «добиваются дешевой популярности». Публичное интернет-СМИ такими публикациями поддерживает шовинизм, сексуальное и другое насилие, совершение противоправных действий, оправдание насильников, обвинения и унижения в адрес жертв. Все это способствует распространению в обществе радикальных настроений, антигуманных норм и формирует общественное мнение, оправдывающее преступления. Считаем, что за данную публикацию и ее распространение данное издание, и в частности, его руководство, должно понести наказание».

Поддержавших акцию в культурном Фейсбуке все же оказалось значительно больше, но и многие из них скептически высказались о целях такого флешмоба. Один из популярных доводов — акция не изменит ситуацию, так как насильники не сидят в Фейсбуке. В связи с этим непонятно, что продвинутому обществу теперь делать со всем этим потоком откровений, который вылился на него за последние два дня.

Main_10433264_10152738433434712_60419113754607682_n
Николай Турубар
Журналист

«С одной стороны я понимаю, что, наверное, этот хэштег — одна из самых важных вещей, случившихся с фейсбуком. С другой — он открыл портал в ад. Я не могу это больше читать. Мне хочется всех убить, главная эмоция — злость, все чувства из чёрного сектора. Я не знаю как к этому относиться, как воспринимать. Вижу, насколько тяжело девушкам делиться этим и как им это нужно. Вижу, насколько это массово. Но легко это воспринять нельзя, а если относиться серьезно, то дальше что? Какой вывод? С этим же надо что-то делать потом?»

Main_10300037_781954481828583_1600094284033996601_n
Анна Рождественская
сценарист

«Все нормальные остались нормальными, все сволочи — сволочами, все жертвы — жертвами, все больные — больными, все эмоционально убогие — эмоционально убогими, все равнодушные — равнодушными. И я даже не думаю, что выговорившимся стало легче.
<br>
Поэтому я не знаю, что думать. О насилии (любом!) в обществе говорить надо. Обязательно. Но если это поорали и разошлись — то рано или поздно (скорее рано) просто обесценится смысл того, про что орали. Наступит отупение и апатия.
<br>
Общество — как человеческий организм, наверное. Если проорался и что-то сделал хотя бы со злости — наступают дофамин с эндорфинами. У нас в стране так случилось с благотворительностью. Если проорался, устал и изнервничался в никуда — то упал и уснул, чтобы организм смог хотя бы как-то пережить стресс. Так случилось с митингами.
<br>
Я не знаю, как относиться к этому флешмобу»

Другой, не менее популярный довод — в акции приняли участия только те, кто смог преодолеть свою травму. Потому что те, кому это не удалось, никогда не решатся говорить об этом не то что публично, но и с близкими.

Main_13342972_10204663982238922_619662303080986423_n
Евгений Левкович
журналист

«Я ни в коей мере не хочу принизить заслуг, или отказать в мужестве тем, кто сегодня говорит. Тем не менее, справедливости ради, многие из этих девушек и женщин давно привыкли к публичности, они каким-то образом справились, у многих из них есть семьи, они не боятся мужчин, ни одетых, ни голых, они знакомятся с ними, флиртуют, занимаются сексом и получают от этого абсолютно искреннее удовольствие. Они не потеряли сам дар речи. А есть те, кто потерял, и кто не заговорит никогда».

Теги: , ,
Новости smi2.ru
Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставлять комментарии.