Деловую программу форума «Интернет + Медиа» открыла панельная дискуссия «Медиакоммуникации — вызовы времени». За этим туманным названием кроются серьезные вопросы: как быть с недискриминационным доступом операторов к пользователям (его отсутствие сильно затормозило проникновение быстрого интернета в России) и должны ли отвечать ОТТ-сервисы за контент, к которому предоставляют доступ. А также, что участники рынка думают о правовых нормах и Роскомнадзоре.
2,5 миллиарда рублей в карман Управляющей компании
Глава управления регуляторными рисками МТС Андрей Репо рассказал о проблемах доступа операторов связи в жилые дома и о том, как это влияет на развитие коммуникационной отрасли.
Основной проблемой для операторов является подключение. А именно: необходимость получить согласие 23 собственников и наличие возмездного договора между УК и оператором связи. В результате этого происходит снижение конкуренции на рынке телеком-услуг, что ведет за собой падение качества услуг и рост цены на широкополосный доступ (ШПД).
Чтобы попасть в конкретное домохозяйство, операторы обращаются в управляющие компании. Только за вход в жилой дом оператор обязан вносить от 50 до 100 рублей за одного жильца. На Урале стоимость входа может составлять до 2000 рублей за одного пользователя.
Ежегодно на Урале абоненты операторов связи оплачивают УК порядка 62 рублей в год, и сумма продолжает расти. Как это влияет на развитие ШПД сравнении с беспроводным доступом? Недавно Яндекс опубликовал исследования, согласно которому стоимость доступа к ШПД поднялась на 11%. При этом цены на мобильный интернет снизились на 18%.
На стоимость доступа в Интернет в многоквартирных домах напрямую влияет проблема организации последней мили. Не менее 2,5 миллиардов рублей (это 2% всей выручки) операторы связи платят управляющим компаниям за размещение оборудования. Это значительные средства, которые, по сути, изымаются из отрасли.
По мнению Андрея Репо, проблема доступа операторов связи в жилые дома не только назрела, но и перезрела. На уровне судебной практики, антимонопольных органов, она не может быть решена, и нынешние инициативы Минкомсвязи по ее решению заслуживают поддержки.
Михаил Быковский (Минкомсвязь) отметил, что зачастую абонент не получает услугу, так как оператор не может попасть в дом из-за управляющей компании. Ещё одна проблема – если один оператор попал, то остальным чинятся всяческие препятствия, что мешает здоровой конкуренции.
Елена Заева (ФАС), подчеркивает, что в России нет дискриминационного доступа к объекту, есть дискриминационный доступ на рынок.
Проблема в том, что при организации последней мили операторы заключают договоры с множеством собственников, и это проблема пока никак не решается. Если операторы должны договориться с муниципальными властями за доступ к вышкам и другим конструкциям, то появляются препятствия.
В практике ФАС есть случай, когда муниципалитет города исполнил предписание антимонопольной службы, рассказал, как кто должен размещаться, и тут же заменил конструкции на менее прочные, на которых ничего нельзя было дополнительно разместить сверх присутствующих операторов связи.
Сейчас рабочая группа ФАС дописывает рекомендации муниципальным образованиям о том, какие мероприятия должны быть включены в дорожную карту и реализованы муниципальными образованиями для того, чтобы обеспечить проникновение ШПД. Пока они будут носить рекомендательный характер.
Также Елена подчеркнула важность соблюдения принципа сетевой нейтральности.
Начальник правового управления Роскомнадзора Борис Едидин выступил с довольно жёсткой позицией. Он подчеркнул, что на провайдеров не распространяются законы о СМИ, нет законов о защите детей и государства, но есть постоянное нарушение авторских и смежных прав, возможности манипулирования и социальной инженерии.
Что же делать? Необходимо регулировать появление, обмен и содержание контента, и не допускать злоупотребление контентом в СМИ.
По мнению Никиты Данилова, законодательство не успевает за развитием технологий. У граждан есть доступ к информации, есть технологии ШПД, но есть много препятствий, которые мешают развитию технологий.
По мнению Никиты, мутиплексы могут распространяться через сеть передачи данных. За счет этого будет достигнут больший охват, устранение дискриминации при доступе к ТВ-контенту и информации, а также большее проникновение интернета.
ОТТ бывает разный
Михаил Платов (ivi.ru) представил точку зрения видеосервисов на законодательное регулирование ОТТ. Для компаний прежде всего важно снижение уровня пиратства, сетевая нейтральность, защита конкуренции и инвестиций, проблема блокировщиков рекламы. Если формировать принципы, то это должен быть риск-ориентированный подход.
Нам всем нужен легальный контент
Илья Булавинов (Первый канал) заявил, что федеральный канал уже давно не является только эфирным медиа, но и крупным ОТТ-сервисом. В 2015 году количество уников, которые заходили на интернет-ресурсы Первого канала — 72 миллиона на территории России, 40 миллионов из-за рубежа, то есть почти каждый россиянин, имеющий доступ к интернету, хотя бы раз заходил на сайт Первого канала. При этом канал недополучает прибыль из-за трансляции неочищенного контента сторонними сервисами.
Дмитрий Карманов (СТС-Медиа) отмечает, что в России все ключевые холдинги развивают свой digital-сервис. При этом у нас не сформирована культура потребления легального контента. Да, каналы имеют большой охват, но люди продолжают «смотреть что-то Вконтакте».
По данным j’son&partners, в 2015 году рынок онлайн-видеорекламы в России составил 8,5 миллиардов рублей с ростом в 15%. Такими темпами сфера будет расти ещё долго, поэтому сейчас правильнее говорить о легальном потреблении контента, потому что ОТТ так или иначе будут работать по бесплатной модели, а люди — неохотно платить за контент.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.