
22 декабря прошла встреча президента РФ Владимира Путина с представителями интернет-индустрии. Планировалось, что глава государства прибудет на форум «Интернет Экономика» в 11 утра и выступит на открытом пленарном заседании.
Президент опоздал на три часа. Вместо открытой встречи состоялось закрытое обсуждение, на котором представители президиума Института развития интернета (ИРИ) рассказали Путину о планах по развитию интернет-рынка. После этого президент на пять минут посетил открытое заседание, где коротко рассказал об основных вопросах, которые обсуждались с президиумом ИРИ. Путин сообщил, что он поддерживает практически все предложения. Он также предложил руководителю ИРИ Герману Клименко стать советником президента по вопросам развития интернета.
После краткого выступления президента глава компании InfoWatch Наталья Касперская рассказала, какие именно инициативы Путин одобрил на встрече с президиумом ИРИ. Касперская озвучила множество предложений по ужесточению интернет-регулирования.
Во-первых, расширить действие закона об импортозамещении с только государственных структур на компании с госучастием. ИРИ предлагает компаниям с госучастием тоже запретить закупать иностранное ПО без обоснования. По словам Касперской, президент полностью поддерживает эту инициативу.
Во-вторых, ограничить использование личных данных о гражданах РФ иностранными компаниями.

Ранее Роскомнадзор предлагал регулировать таргетированную интернет-рекламу, но ФАС не поддержало это предложение. Для такой рекламы используются данные, о которых говорила Наталья Касперская.
В-третьих, ИРИ предложил отменить льготы по страховым взносам для иностранных ИТ-компаний. Сейчас такие льготы распространяются на всех производителей ПО, у которых в России работает на менее 50 сотрудников. Путин сказал, что об этом предложении нужно подумать, так как оно может противоречить правилам ВТО.
При этом президент пообещал продлить действие льгот для российских компаний и расширить его на компании, которые занимаются разработкой сайтов.
Помимо этого, ИРИ предложил разработать стратегию инвестирования институтов развития, таких как ФРИИ и «Сколково».

ИРИ действительно удалось изменить формат общения интернет-отрасли с властью. Если раньше индустрия избегала этого общения и настаивала на саморегулировании, то теперь взяла инициативу в свои руки. И, кажется, стоит начать привыкать к тому, что теперь самые жесткие предложения по регулированию интернета будут поступать не от парламента, а от самих представителей отрасли.
