Для интернет-магазина «
При этом продается не весь бизнес целиком, а только интернет-витрина вместе с трафиком. Для них планируется найти покупателя или партнера, который мог бы обслужить имеющийся трафик ритейлера.
Ранее сообщалось, что в аналогичной ситуации находится другой проект «Платформы Ютинет» — «Сотмаркет». Сейчас офис компании переезжает в Екатеринбург. По сути, единственным выжившим проектом остается
При этом еще в феврале этого года «Платформа Ютинет» оценивалась в 300 миллионов долларов и занимала 10 строчку в рейтинге самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. А в 2014 году холдинг занимал 18-е место в рейтинге Топ-200 интернет-магазинов России по версии журнала «Секрет фирмы».
Цена вопроса
Судя по всему, поиск покупателя для витрин будет не самым простым процессом. Во многом это связано с общей ситуацией на рынке.
Венчурный фонд Prostor Capital отмечает, что сейчас инвесторы мало заинтересованы в электронной торговле. По данным исследования Venture Barometer, в рейтинге самых бесперспективных сегментов на первом месте оказалась сфера e-commerce.
«Корни снижения интересов инвесторов и проблем e-commerce в кризис — одни и те же: низкая маржинальность и высокая конкуренция. Порог входа в сегмент достаточно высокий: наберите в интернете любой возможный товар или сервис, который можно купить или заказать в онлайне, и обнаружите десятки, а то и сотни мало отличающихся друг от друга предложений, даже казалось бы в „узких“ сегментах. При этом даже многие корифеи этого рынка, объемы инвестиций в которые исчисляются миллионами, много лет не могут обеспечить своему бизнесу прибыль», — отмечает управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев.
В «Связном» тоже считают, что поиск покупателя будет непростым.
«В этом году большинство компаний очень сдержанно относится к инвестициям и запуску новых проектов, предпочитая заниматься внутренней эффективностью. Кроме того, у крупных игроков, у которых есть ресурс для покупки и управления подобным проектом, уже есть собственные проекты, — а возможность объединения их собственных проектов и бизнеса „Сотмаркет“ в какой-либо конфигурации аналогична, по сути, новому проекту, который требует ресурсов — и денежных, и человеческих», — рассказала руководитель пресс-службы ритейлера «Связной» Мария Заикина. По ее мнению, стоимость витрин может быть абсолютно разной, это зависит от того, в каком виде покупатель решит развивать проект и интегрировать в имеющийся бизнес.
В «Связном» отмечают, что сейчас, когда продажи техники снижаются, стратегия наращивания объема продаж в расчете на капитализацию в будущем зачастую не срабатывает. С этим и связана продажа проектов «Платформы Ютинет», которые сейчас не могут существовать в прежнем виде.
По мнению сооснователя аналитического агентства Data Insight Бориса Овчинникова, стоимость «Ютинета» будет ниже «Сотмаркета», так как первый уступает второму по популярности. «К тому же, если Сотмаркет еще функционирует как интернет-магазин, насколько я знаю, то Ютинет уже в апреле перестал принимать заказы и фактически уже не работает», — добавил эксперт.
По его мнению, оба магазина пришлось закрыть из-за слабой лояльности аудитории. В связи с этим они сильно зависили от рекламного трафика. «Уязвимы в первую очередь те, кто не имеет лояльной базы покупателей — и кто, соответственно, для поддержания масштаба бизнеса вынужден продолжать в том же объеме тратиться на рекламу», — говорит Борис. К тому же, эксперт считает неудачной попытку интегрировать три магазина — «Сотмаркет», «Ютинет» и E96.
В то же время, «Платформа Ютинет» пока что решила сохранить свой третий онлайн-магазин — Е96. Овчинников объясняет это тем, что у Е96 есть достаточно большая лояльная аудитория. «У бренда сильные позиции в Екатеринбурге — и это обеспечивает «подушку безопасности»», — пояснил аналитик.
Не первый случай
Этот случай стал продолжением череды закрытий интернет-магазинов. Одним из первых громких закрытий можно считать банкротство сети электроники с онлайн-продажами «Белый ветер цифровой», который прекратил существование в конце августа прошлого года. По мнению экспертов, к банкротству компании привели попытки расширить сеть, предпринятые не вовремя.
В декабре стало известно о том, что свой e-commerce проект E5 закрывает крупный игрок российской розницы X5 Retail. Компания решила сосредоточиться на оффлайновых продажах, завершив обслуживание E5, ежедневный оборот которого весной 2014 года составлял свыше 5 млн рублей, а к декабрю упал в два раза.
Весной 2015 года под вопросом была судьба сети Enter, будущее которой было неизвестно из-за смены владельца группы компаний «Связной». В апреле новый гендиректор сети Михаил Рубин пообещал, что Enter не собираются банкротить или ликвидировать. Новое руководство планирует взять курс на увеличение оборота интернет-продаж и переформатирования офлайн-канала.
По мнению экспертов, наиболее уязвимыми сейчас оказались несколько групп онлайн-магазинов. Во-первых, те, которые продают товары не первой необходимости.
«В первую очередь кризис отразился на тех сегментах электронной коммерции, которые имеют статус несрочных покупок. Иначе говоря, такие товары можно отложить в ожидании более стабильной экономической ситуации. К таким товарам относятся крупная бытовая техника, предметы мебели и интерьера, одежда, электроника… Хотя везде есть свои исключения. Например, кризис почти не сказался на продажах iPhone 6», — прокомментировал Павел Рево, исполнительный директор компании Uniteller.
Во-вторых, магазины, целевой аудиторией которых является средний класс.
«Самая напряженная ситуация сейчас для тех бизнесов, где целевая аудитория — средний класс. Он и так в России малочислен, а теперь вообще попал под удар. Мы это хорошо ощущаем на себе. При том, что курс валют вырос, средний чек у нас остался примерно на том же уровне. Это говорит о том, что люди покупают более дешевые вещи», — говорит Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса компании «Аудиомания».
В-третьих, в кризис обычно страдают компании без узкой специализации и, соответственно, с большим количеством конкурентов.
«Обратите внимание: среди ресторанов в кризис лучше живут те, у кого есть в известной степени узкая ниша и целевое маркетинговое позиционирование. То есть у тех, кто знает, с кем и о чем он говорит, а не так – мы для всех. Для всех, это, значит, ни для кого. В интернет-коммерции все точно так же. И беда отечественного рынка e-commerce в том, что каждый хочет стать если не вторым Амазоном, но хотя бы быть немного на него похожим, то есть расширять как можно быстрее свою потенциальную аудиторию. Это понятное желание любого магазина: больше трафика – больше выручка, логика простая. <…> А ведь рост выручки далеко не всегда означает увеличение прибыльности», — поясняет Шиколенков.
По мнению Бориса Овчинникова, массового банкротства крупных магазинов в Рунете ожидать не стоит, но единичных закрытий не избежать.
«По состоянию на осень 2014 года, все 3 магазина «Платформы Ютинет» входили в число 50 крупнейших (по количеству заказов) интернет-магазинов Рунета. Если говорить о магазинах сопоставимого масштаба, то среди них банкротства и закрытия скорее всего так и останутся единичными случаями (хочется на это надеяться). Но даже среди крупных игроков Сотмаркет и Ютинет — не последние, кто закроется. Будут и другие громкие закрытия», — предсказывает Овчинников.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.