
Пятая часть Интернета
К концу 2013 года в Китае было более 618 млн интернет-пользователей и 500 млн — пользователей мобильного интернета, то есть каждый пятый в мире пользователь живет в Китае. Доменная зона CN — четвертая среди национальных, и при том, что на ее долю приходится только 56% сайтов, зарегистрированных в Китае, еще 36% находятся в зоне COM. Даже если бы «золотого щита» (также известного как «Великий Китайский Фаерволл») не существовало, интернет-индустрия в Поднебесной все равно была бы уникальной, с множеством сильных местных компаний. Сейчас же лидерам рынка становится уже «тесно» внутри страны и они постепенно начинают поглядывать в сторону западных рынков.
Несмотря на относительно низкое проникновение интернета в Китае, нельзя однозначно говорить о высоком потенциале для ее дальнейшего роста. Доля «стационарных» интернет-пользователей падает, тогда как мобильных — быстро растет и уже превысила долю обычных. Проникновение интернета в бизнес-среде достигло 80%. Проникновение интернета в различных регионах страны отличается в разы. Так, в Пекине и Шанхае оно доходит до 70%, еще в пяти провинциях оно выше 50%. В то же время в таких регионах, как Тибет или Сычуань, проникновение интернета не превышает 30%. Всего на долю сельских жителей приходится 28% аудитории интернета, и ее рост замедляется (среди населения в городах проживает более половины китайцев). Широко известно, что в Китае популярны интернет-кафе, но к концу 2013 года более 90% пользователей выходили в интернет из дома, тогда как из интернет-кафе — только 20%, и это число быстро уменьшается.
Любопытная картина получается, если проанализировать часть населения, не пользующуюся интернетом. Среди них 77% и не собирается становиться пользователями в ближайшие месяцы. Основной причиной часто является нехватка средств для покупки компьютера — отсюда и быстрый рост мобильных пользователей. Но значительная часть населения просто не представляет себе, зачем нужен интернет. Таким образом, для продолжения роста требуются не только вложения в инфраструктуру, но и кардинальное повышение медиаграмотности населения для создания спроса на интернет-сервисы.

Игра престолов
Крупные игроки китайского интернета ведут войну между собой по всем фронтам, периодически привлекая лидеров в отдельных направлениях на свою сторону. И кто выйдет из этой борьбы победителем, далеко не очевидно — слишком уж быстро меняются рыночные доли и предпочтения пользователей.
Так, например, в отсутствие западных сервисов в Китае сложилась интересная картина использования социальных медиа. Наиболее популярными сейчас являются месенджеры вроде WeChat или QQ. Стоит отметить, что эти платформы не являются месенджерами в западном понимании. Скорее, это как если бы Facebook вырос на основе собственного чата, т.е. это полноценные социальные платформы. Число пользователей таких сервисов составляет около 490 млн, кроме того это самый популярный тип приложений у мобильных пользователей. На втором месте по популярности, как ни странно, блогплатформы вроде Qzone, ими пользуется более 400 млн китайцев. Точнее говоря, эти порталы начинали как блоги, но со временем эволюционировали в полноценные социальные сети с огромным количеством малоактивных пользователей. Однако популярность их держится во многом за счет «суперпользователей» (аналогично ЖЖ). Микроблоги (в первую очередь, Sina Weibo) в Китае куда популярнее, чем на Западе: 330 млн пользователей, 55% аудитории интернета регулярно используют микроблоги. В то же время попытки создать клон Facebook, каковым является, например, RenRen, по китайским меркам не увенчались успехом. Аудитория социальных сетей насчитывает 285 млн, но их популярность быстро падает, в том числе и из-за требования подтверждать личность при регистрации и неготовности к взрывному росту использования мобильного интернета.
Tencent

Baidu

Sina corp

Youku

Quihoo 360

Alibaba


Русский след
Несмотря на постоянные разговоры о потенциале китайской ИТ-отрасли, не многие компании решаются инвестировать в этот достаточно закрытый рынок. Хотя один российский венчурный фонд, серьезно специализирующийся на Китае, все же существует — это инвестиционная компания Юрия Мильнера DST Global.
За последние четыре года фонд вложил в китайские интернет-компании более 1 миллиарда долларов — примерно половину всех инвестиций DST, которые оцениваются в 3,5 миллиарда.
В начале 2010 года фонд Мильнера обзавелся стратегическим партнером в Китае. Им стала компания Tencent, которая приобрела долю DST размером в 10,26% за 300 миллионов долларов и делегировала своего представителя в совет директоров DST.
В марте 2011 года DST приобрел 5% акций одного из крупнейших китайских онлайн-ритейлеров электроники Jingdong за 500 миллионов долларов. В апреле того же года открылся офис DST в Гон-Конге, а в мае Мильнер организовал еще один фонд специально для работы в Китае – DST China. В создании компании, зарегистрированной на Каймановых островах, приняли участие американские инвесторы, которые вложили около 70 миллионов долларов.
В сентябре 2011 года Мильнер вместе с американским инвестором Роном Конвеем вложили 180 миллионов долларов в фонд Innovation Works. Он был основан в 2009 году бывшим начальником китайского филиала Google Кай-Фу Ли для инвестиций в китайские проекты на посевной стадии.
В том же месяцы DST в партнерстве с американской компанией Silver Lake приобрел 5% акций китайского онлайн-ритейлера Alibaba Group, которому принадлежат площадки Alibaba.com и Taobao.com. Общая сумма сделки составила 1,5 миллиарда долларов.
С 2012 по 2013 год DST участвовал в трех раундах финансирования китайского производителя мобильных телефонов Xiaomi. Летом партнер DST компания Tenсent вложила в Xiaomi два миллиарда долларов.
В марте 2014 года стало известно, что российский бизнесмен Алишер Усманов решил переключиться с американского рынка на китайский, вероятно, опасаясь экономических санкций со стороны США в связи с политической ситуацией. Российский бизнесмен уже продал свою долю в Apple и распродает акции Facebook.
В 2011 году Усманов инвестировал в китайские компании Alibaba Group Holding Ltd и JD.com совместно с Мильнером, еще до деления фонда DST на DST Global, принадлежащий Мильнеру, и Mail.ru Group, владельцем которого является Усманов.
Сейчас китайские компании составляются 70-80% портфеля фонда Усманова USM, сообщил на этой неделе директор USM Advisors Иван Стрешинский.
«Мы надеемся, что наши инвестиции в китайские интернет-компании покажут такой же, или даже лучший результат, по сравнению с тем, что мы получали от американский корпораций», — добавил Стрешинский.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий Рунета.