25 апреля четверг

Digital Goods: маленький, но смелый рынок

Во вторник в Москве впервые пройдет конференция Digital Goods, посвященная потреблению цифровых товаров в интернете. theRunet опросил игроков рынка и экспертов, чтобы узнать, что такое “digital goods”, насколько развит рынок электронных товаров и что ждать от него в будущем.

Digital Goods: маленький, но смелый рынок
Статьи 28 февраля 2014 •  runet

Digital Goods: маленький, но смелый рынок

Во вторник в Москве впервые пройдет конференция Digital Goods, посвященная потреблению цифровых товаров в интернете. theRunet опросил игроков рынка и экспертов, чтобы узнать, что такое “digital goods”, насколько развит рынок электронных товаров и что ждать от него в будущем.

28 февраля 2014 👁 2383

Мировой рынок цифровых товаров в 2012 году составил 15
миллиардов долларов. В России в том же году он достиг примерно 160
миллионов долларов, согласно данным исследования «Экономика Рунета 2012-2013«. По
предварительным данным, в 2013 году этот сегмент рынка в России увеличился на 28%.

Main_vladimir_malugin
Владимир Малюгин
руководитель PayPal в России

"За рубежом можно с уверенностью говорить о том, что digital goods сформировали отдельный сегмент электронной коммерции. В России же модели потребления digital goods все еще отличаются от принятых в западных странах, однако мы видим позитивные тренды, наметившиеся в этом сегменте. В частности, положительной тенденцией является то, что растет сегмент пользователей, которые готовы платить за контент хорошего качества".

Он подчеркивает, что сегмент продаж цифрового контента является драйвером новых технологий хранения, передачи и оплаты информации, который может оказывать влияние на весь сегмент e-commerce.

«Цифровой контент – это информационный, развлекательный, игровой продукт, распространяемый в Сети. То есть это товар, но он не материален и живет исключительно благодаря и в рамках современных технологий. Эта отрасль не знает, что такое наличность. Здесь постоянно пробуют новые форматы хранения, передачи и оплаты информации. Поэтому, на мой взгляд, цифровой контент составляет авангард e-commerce, и за ним будущее», — заявил руководитель российского подразделения PayPal.

По его словам, между российским и западным рынком электронных товаров пока что есть отличия не только в объемах, но и в контенте.

«На Западе лидирующие позиции принадлежат видео и мобильному контенту. А в России традиционно большую часть рынка цифровых товаров занимают игры», — добавил Малюгин.

Игры

Игровой рынок в интернете, с одной стороны, является ведущим в сегменте электронных товаров в России. Но, с другой стороны, он не совсем вписывается в него, как по своим объемам и географии рынка, так и по типу продаж.

Доходы онлайн-игр российских компаний в 2012 году составили 864 миллиона долларов, сообщалось в исследовании Mail.ru Group летом прошлого года. У самой Mail.ru Group доходы от игрового контента за 2013 выросли на 40,6%. При этом для игры Jungle Heat, выпущенной под брендом My.com компании Mail.ru, самым крупным стал рынок США, а 90% выручки игра заработала за пределами России.

По словам вице-президента Mail.Ru Group Владимира Никольского, рынок онлайн-игр нельзя на 100% отнести к сегменту электронных товаров в связи с тем, что основной источник заработка для многих из них – внутриигровые платежи, которые можно отнести скорее к услугам, чем к продажам.

Main_317827_10150276144429667_4293531_n
Владимир Никольский
Вице-президент Mail.Ru Group

«Клиентские, браузерные и мобильные игры, которыми мы занимаемся, не подразумевают распространения на физических носителях или оплату цифровой копии — они бесплатны. Существующие внутриигровые платежи по большей части относятся к услугам, позволяют игрокам быстрее достигать целей, экономить время, что нельзя отнести к категории электронных товаров».

По его мнению, у таких моделей игр большие перспективы.

«Сегодня модель free2play набирает популярность, так как позволяет игрокам попробовать игру «на вкус» без какой-либо оплаты, и только если игра понравилась,  остаться в ней», — считает COO Mail.ru Group.

Видео

На Западе продажа видео-контента занимает самую большую долю рынка электронных товаров. Россия пока что значительно отстает в этой сфере из-за преобладания пиратского контента. Но в связи с появлением и успешным развитием нескольких онлайн-кинотеатров, а также принятием «антипиратского» закона, уже можно говорить о продаже кино в интернете как о самостоятельном сегменте рынка электронной коммерции.

Статистики по этому рынку еще нет, и большинство онлайн-кинотеатров не раскрывают свои данные по продажам в интернете. Зато ежегодно обновляются показатели по видеорекламе в интернете, которая активно развивается последние годы. По предварительным данным Gazprom-Media Digital, в 2013 году объем рынка вырос на 60% до 2,9 миллиардов рублей. 

Main_img_1024
Дмитрий Пашутин
Директор по медиа-аналитике кинотеатра ivi

«По нашим оценкам, в ближайшие 3-4 года рынок платного видео вырастет в три раза. Эти оценки близки к прогнозам российских и зарубежных исследовательских компаний».

Ivi — один из крупнейших онлайн-кинотеатров в Рунете. У сервиса 30 миллионов уникальных пользователей и 200 миллионов просмотров в месяц. За 2013 год выручка компании выросла почти в два раза, а аудитория и число просмотров – больше чем в два раза.

По словам Пашутина, больше всего в онлайн-кинотеатре смотрят новые фильмы, причем, чаще российские, чем иностранные. Он считает, что плюс онлайн-кинотеатра как раз в том, что, в отличие от традиционного, в нем пользователь может найти любой контент, а не только последние блокбастеры.

«Свой спрос есть и на фильмы, и на сериалы, и на программы и, конечно, на анимацию. Нужно просто эффективно работать с разной аудиторией и уметь предлагать каждому пользователю его персонализированный сервис с тем контентом, который релевантен именно ему», — говорит директор по медиа-аналитике ivi.

По мнению Пашутина, помимо работы с аудиторией и наличия законов, защищающих легальный контент в сети, для развития рынка онлайн-видео важно сокращать окна между выходом фильма на киноэкранах и в интернете.

«С точки зрения бизнеса важно сокращать окна, чтобы контент появлялся максимально близко к кинотеатральным премьерам. Пользователь должен иметь возможность сделать выбор: где и как смотреть фильм», — говорит он.

Онлайн-кинотеатры пытаются добиться права показывать фильмы через 4-6 недель после премьеры, но пока что многие офлайн-сети разрешают делать это только спустя несколько месяцев после проката. В частности, осенью ivi запустил фильм «Географ глобус пропил» одновременно с кино-премьерой, что вызвало негодование руководства «Синема Парк» и «Каро фильм». Продюсерам пришлось закрыть онлайн-прокат, чтобы не испортить отношения с основным источником доходов. В результате многие пользователи скачали фильм нелегально, хотя могли бы посмотреть его за деньги в ivi.

Музыка

В 2013 году музыкальный рынок в Рунете вырос на 158% до восьми миллионов долларов. Быстрые темпы роста во много связаны с  выходом на российский рынок западных сервисов, таких как iTunes. Ему принадлежит около трети легального музыкального сегмента Рунета. Остальным сервисам приходится непросто в попытке отхватить кусок рынка, но, тем не менее, они продолжают появляться и развиваться.

Main_1535423_10152171403750180_630749478_n
Бас Грасмайер
руководитель музыкального сервиса Zvooq

«Максимальный провал наблюдался несколько лет назад, так что единственный путь для рынка сейчас — это рост. Учитывая активный рост ряда цифровых музыкальных сервисов, я ожидаю взрывного роста прибыли у тех игроков, которые развивают музыкальный рынок».

Среди трендов рынка руководитель Zvooq отмечает развитие рекламных бизнес-моделей в музыкальных сервисах. По данным YouTube, отчисления, сделанные за последние годы участникам музыкальной индустрии, превысили миллиард долларов. В связи с этим Грасмайер считает, что монетизироваться будет не музыка как таковая, а внимание ее поклонников.

«Эти тренды, в свою очередь, дадут музыкантам и лейблам больше данных, что поможет им активнее превращаться в data-driven компании и находить возможности монетизировать внимание поклонников музыки», — добавил он.

К тому же, сервисы продолжат уходить от продажи музыки к предоставлению доступа по подписке.

«По мере того, как интернет-соединение становится лучше, стабильнее, надёжнее и распространённее (как на десктопе, так и на мобильных устройствах), сервисам становится всё проще предлагать пользователям большие музыкальные каталоги, на основе которых можно с лёгкостью создать собственную, мгновенно доступную коллекцию. Это означает, что необходимость хранить файлы на компьютере тает с каждым днём», — подчеркивает руководитель Zvooq.

Также будут развиваться модели freemium, которая предлагает платные премиум-подписки, и free-to-play, которая обычно используется в играх.

«Встроенные (in-app) покупки обладают колоссальным потенциалом для музыкальной индустрии точно так же, как и для игр. Музыкальная индустрия ещё только открывает для себя этот дивный новый мир. Мы надеемся убедить больше её участников положиться на нас и вместе идти к будущей прибыли, изобретая и монетизируя новые форматы взаимодействия вокруг и по поводу музыки для её поклонников и создателей», — поясняет Грасмайер.

Книги

В США на долю электронных книг приходится 31% издательского рынка. России пока что далеко до таких показателей – в 2013 году продажи электронного книжного контента достигли миллиарда рублей и составили 1,5% рынка. По прогнозам экспертов, к 2015-2017 году этот показатель может достигнуть 5,7%.

«Последние 6 лет легальный рынок электронных книг растет в среднем на 100% в год, однако, когда рынок достигнет критической массы (предположительно в 2015-2017), мы ожидаем экспоненциального роста рынка», — рассказывает маркетинговый директор крупнейшего российского магазина электронных книг «ЛитРес» Евгений Лисовский.

Среди причин роста — распространение мобильных устройств и снижение цен на них.

«В ближайший год появится больше игроков, заинтересованных в изменении ситуации на рынке электронных книг. Это, а также распространение Android-устройств и постоянное удешевление «железа» — предпосылки для активного роста», — отметил руководитель проекта Bookmate Максим Балабин.

Но в то же время у легальных сервисов продажи книг по-прежнему остается большое количество проблем, которые мешают российскому рынку выйти на международный уровень: пиратство, менталитет, качество легальных сервисов и уровень жизни граждан.

«В software индустрии в этом плане немного проще: есть инструменты для защиты ПО от взлома (например, активация приложения через интернет), которые постоянно совершенствуются. Иначе дела обстоят в сфере цифрового контента (книги, фильмы, музыка), и совсем иначе — в сфере электронных книг. Электронные книги — это, пожалуй, самый незащищенный контент и всевозможные DRM системы проблему никак не решают», — рассказывает Лисовский.

По его мнению, проблема в том, что пользователи Рунета даже не задумываются, что, скачивая что-то бесплатно, они зачастую совершают нелегальные действия.

Main_149291_10150332127150478_7385530_n
Евгений Лисовский
маркетинговый директор «ЛитРес»

«С момента появления интернета у населения культивировалось понимание, что интернет — это место где все бесплатно: софт, фильмы, музыка, книги. И достаточно долго так оно и было. Ну и разумеется ни один пират, зарабатывающий на показах рекламы, тулбарах и прочих инструментах монетизации трафика, не писал на сайте "украсть нелегально", а писал "скачать бесплатно". Поэтому у населения сформировалось устойчивое замещение понятий "бесплатно" и "нелегально"».

Но постепенно привычка платить за цифровой контент в Рунете постепенно появляется, считают представители компании Ozon.

«Потребителей, готовых платить за цифровые продукты стало больше, в том числе и потому что есть удобные площадки для его покупки: музыка – itunes, google play, фильмы – ivi, книги – ЛитРес, OZON», — отмечает пресс-служба компании.

При этом представители Ozon признаются, что продажи цифровых товаров составляют менее одного процента всего дохода магазина. При этом за последний год они выросли больше, чем в два раза.

По мнению представителя «Литрес», для развития рынка необходимо в первую очередь не бороться с пиратами, а предлагать пользователям лучшую альтернативу нелегальным сервисам. То есть, книжные магазины должны быть удобными, с большим ассортиментом и гибкой ценовой политикой. И уже после этого стоит принимать антипиратский закон или аналог американского DMCA, который позволит легальным площадкам защищать контент. Также, по словам Лисовского, необходимо просвещать пользователей и воспитывать в них уважение к интеллектуальной собственности.

Программное обеспечение

Продажи программного обеспечения – это то, с чего, по сути, начинался e-commerce вообще и реализация электронного контента в интернете, в частности. Этот сегмент можно назвать первопроходцем в области онлайн-продаж.

«Именно с продаж программного обеспечения в электронном виде более 15 лет назад и начался рынок товаров, т.к. книги, билеты и другие цифровые товары появились уже позже», — поясняет генеральный директор Softkey Феликс Мучник.

Относительно долгий период существования рынка продажи ПО отразился и на том, что он уже является более цивилизованным, чем другие сегменты торговли электронными товарами.

“До 2005 года большинство российских компаний пользовались нелегальным ПО, несмотря на то, что могли себе позволить приоборести легальное. Но уровень пиратства в то время был около 97% кажется. Тогда массированная и длительная антипиратская кампания (с освещением в прессе и на ТВ) и показательные проверки с изъятием офисных ПК сделали свое дело в B2B сегменте: многие компании стали переходить на легальное ПО”, — отметил маркетинговый директор «ЛитРес» Евгений Лисовский.

Но есть и другая сторона – продажи ПО уже не растут такими бурными темпами, как другие сегменты. Активный рост наблюдается только в сфере облачного программного обеспечения. В 2012 году объем этого рынка в России составил 3,2 миллиарда рублей. По прогнозам, в 2013 году он вырос на 53%.

Main_560826_10151201007872883_1042884945_n
Феликс Мучник
генеральный директор Softkey

«Значительного роста в ближайшее время не ожидается, что связано с общей стагнацией в экономике, девальвацией рубля и прочими негативными факторами. Хотя положительное влияние на рынок электронных товаров, в особенности программного обеспечения, оказали 2 фактора: уход от коробочных решений у консьюмеров к электронным ключам и борьба государства против контрафактной продукции, начавшейся в августе прошлого года»

Он также отметил, что в ближайшее время будет продолжаться переход на модели подписок, электронное лицензирование и уход в «облака».

Директор Softkey подчеркнул, что, как для магазина ПО в интернете, так и для любой другой компании, продающей в сети, самое важное – это высокий уровень доступности.

«Компания должна быть доступна всеми средствами коммуникации: социальные сети, тех.поддержка, клиентские сервисы, контакты и т.п. Это очень важно, ведь, в отличие от офлайна, вы не имеете возможности общаться с клиентом лицом к лицу, глядя ему в глаза. Поэтому необходимо 24 часа в сутки быть открытым для клиента по совершенно любому вопросу», — считает Мучник.

Теги: , , , , , , , ,
Новости smi2.ru
Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставлять комментарии.